Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, подведомственное Министерству просвещения РФ, по итогам проведения электронного аукциона (в целях исполнения ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ) получило на лицевой счет от приносящей доход деятельности средства на АнКВД 140 в виде штрафа. Данные денежные средства подлежат перечислению в доход федерального бюджета. Как отразить в Плане ФХД эту выплату?

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, подведомственное Министерству просвещения РФ, по итогам проведения электронного аукциона (в целях исполнения ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ) получило на лицевой счет от приносящей доход деятельности средства на АнКВД 140 в виде штрафа. Данные денежные средства подлежат перечислению в доход федерального бюджета. Как отразить в Плане ФХД эту выплату?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Конкретный порядок отражения поступившей на лицевой счет бюджетного учреждения суммы обеспечения заявки в виде административной санкции, в том числе в Плане ФХД, необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Учитывая, что получение данных денежных средств и перечисление их в доход федерального бюджета не являются доходами и расходами бюджетного учреждения в Плане ФХД, такие факты хозяйственной жизни могут быть отражены по соответствующим строкам строки 1980 и 4000 соответственно. 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным п. 1-3, 5-9 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

При этом ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено, что перечисление таких денежных средств в доход соответствующего бюджета осуществляется непосредственно оператором электронной площадки.

Перечисление оператором электронной площадки удержанного обеспечения заявки является исполнением предусмотренной Законом N 44-ФЗ административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно положениям абзаца 5 п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (смотрите также письмо Минфина РФ от 27.01.2015 N 02-02-04/2786). При этом бюджетные учреждения в соответствии с БК РФ не наделены полномочиями администраторов доходов бюджета.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджетное учреждение не вправе отражать операции по начислению доходов от административных санкций в бухгалтерском учете. Кроме того, такие денежные средства должны перечисляться непосредственно на лицевой счет администратора доходов соответствующего бюджета.

В то же время денежные средства в рассматриваемой ситуации по административной санкции поступили на лицевой счет бюджетного учреждения. Следовательно, данный факт должен найти отражение в бухгалтерском учете. В дальнейшем данные средства должны быть перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета сложившейся ситуации, а также в Плане ФХД бюджетного учреждения в настоящее время нормативно-правовыми актами не урегулирован. В такой ситуации бюджетному учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок, закрепив его в своей учетной политике, согласовав с финансовым органом или учредителем (п. 4 Инструкции N 174н).

Считаем, что в рассматриваемой ситуации у учреждения нет достаточных оснований отражать операции по начислению доходов по административной санкции согласно ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, но сохраняется обязанность для перечисления денежных средств в доход федерального бюджета. По своему экономическому содержанию операции по поступлению бюджетному учреждению и перечислению последним перечисленного обеспечения заявки в таком случае не признаются доходами (расходами) учреждения. В связи с чем, по нашему мнению, применение статьи 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджета, по которой согласно п. 12.1.4 Порядка N 82н отражаются именно штрафные санкции, предъявленные бюджетным учреждением к контрагентам за нарушение условий контрактов (договоров), является некорректным.

Фактически в сложившейся ситуации происходит движение денежных средств на лицевом счете бюджетного учреждения. Операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, отражаются с применением статей 510, 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьями 510, 610 КОСГУ соответственно (п. 69.4.1, 69.5.1 Порядка N 82н, п. 13.1, 14.1 Порядка N 209н, смотрите также письма Минфина России от 23.10.2019 N 02-06-10/45133, от 27.04.2015 N 02-08-10/52075).

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные Министерству просвещения РФ, согласно п. 3 Приказа Министерства просвещения РФ от 28.01.2021 N 28 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации", составляют План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) в соответствии с требованиями к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н), в порядке, определенном органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 2 Требований N 186н).

Требованиями N 186н не установлен отдельный порядок отражения в Плане ФХД сумм поступивших обеспечений заявок в виде административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и подлежащих перечислению в доход федерального бюджета РФ.

Вместе с тем показатели Плана ФХД и обоснования (расчеты) плановых показателей должны формироваться в том числе по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Принимая во внимание, что поступление обеспечения заявки в рассматриваемой ситуации и перечисление данных денежных средств может быть классифицировано как источник финансирования дефицитов бюджетов, то в соответствии с Требованиями N 186н такие суммы не включаются в состав планируемых доходов или расходов, а отражаются в составе прочих поступлений, прочих выбытий. Так, планируемые суммы прочих поступлений и выбытий отражаются по соответствующим строкам строки 1980 и 4000 соответственно. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

31 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.