Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, подведомственное Министерству просвещения РФ, по итогам проведения электронного аукциона (в целях исполнения ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ) получило на лицевой счет от приносящей доход деятельности средства на АнКВД 140 в виде штрафа. Данные денежные средства подлежат перечислению в доход федерального бюджета. Как отразить в Плане ФХД эту выплату?

17 апреля 2023

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Конкретный порядок отражения поступившей на лицевой счет бюджетного учреждения суммы обеспечения заявки в виде административной санкции, в том числе в Плане ФХД, необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Учитывая, что получение данных денежных средств и перечисление их в доход федерального бюджета не являются доходами и расходами бюджетного учреждения в Плане ФХД, такие факты хозяйственной жизни могут быть отражены по соответствующим строкам строки 1980 и 4000 соответственно. 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным п. 1-3, 5-9 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

При этом ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено, что перечисление таких денежных средств в доход соответствующего бюджета осуществляется непосредственно оператором электронной площадки.

Перечисление оператором электронной площадки удержанного обеспечения заявки является исполнением предусмотренной Законом N 44-ФЗ административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно положениям абзаца 5 п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (смотрите также письмо Минфина РФ от 27.01.2015 N 02-02-04/2786). При этом бюджетные учреждения в соответствии с БК РФ не наделены полномочиями администраторов доходов бюджета.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджетное учреждение не вправе отражать операции по начислению доходов от административных санкций в бухгалтерском учете. Кроме того, такие денежные средства должны перечисляться непосредственно на лицевой счет администратора доходов соответствующего бюджета.

В то же время денежные средства в рассматриваемой ситуации по административной санкции поступили на лицевой счет бюджетного учреждения. Следовательно, данный факт должен найти отражение в бухгалтерском учете. В дальнейшем данные средства должны быть перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета сложившейся ситуации, а также в Плане ФХД бюджетного учреждения в настоящее время нормативно-правовыми актами не урегулирован. В такой ситуации бюджетному учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок, закрепив его в своей учетной политике, согласовав с финансовым органом или учредителем (п. 4 Инструкции N 174н).

Считаем, что в рассматриваемой ситуации у учреждения нет достаточных оснований отражать операции по начислению доходов по административной санкции согласно ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, но сохраняется обязанность для перечисления денежных средств в доход федерального бюджета. По своему экономическому содержанию операции по поступлению бюджетному учреждению и перечислению последним перечисленного обеспечения заявки в таком случае не признаются доходами (расходами) учреждения. В связи с чем, по нашему мнению, применение статьи 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджета, по которой согласно п. 12.1.4 Порядка N 82н отражаются именно штрафные санкции, предъявленные бюджетным учреждением к контрагентам за нарушение условий контрактов (договоров), является некорректным.

Фактически в сложившейся ситуации происходит движение денежных средств на лицевом счете бюджетного учреждения. Операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, отражаются с применением статей 510, 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьями 510, 610 КОСГУ соответственно (п. 69.4.1, 69.5.1 Порядка N 82н, п. 13.1, 14.1 Порядка N 209н, смотрите также письма Минфина России от 23.10.2019 N 02-06-10/45133, от 27.04.2015 N 02-08-10/52075).

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные Министерству просвещения РФ, согласно п. 3 Приказа Министерства просвещения РФ от 28.01.2021 N 28 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации", составляют План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) в соответствии с требованиями к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н), в порядке, определенном органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 2 Требований N 186н).

Требованиями N 186н не установлен отдельный порядок отражения в Плане ФХД сумм поступивших обеспечений заявок в виде административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и подлежащих перечислению в доход федерального бюджета РФ.

Вместе с тем показатели Плана ФХД и обоснования (расчеты) плановых показателей должны формироваться в том числе по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Принимая во внимание, что поступление обеспечения заявки в рассматриваемой ситуации и перечисление данных денежных средств может быть классифицировано как источник финансирования дефицитов бюджетов, то в соответствии с Требованиями N 186н такие суммы не включаются в состав планируемых доходов или расходов, а отражаются в составе прочих поступлений, прочих выбытий. Так, планируемые суммы прочих поступлений и выбытий отражаются по соответствующим строкам строки 1980 и 4000 соответственно. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

31 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное