Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило со специализированной организацией договор о вывозе и утилизации компьютерной техники. Утилизацию будет осуществлять исполнитель по договору. На какую подстатью КОСГУ казенному учреждению отнести расходы по договору о вывозе и утилизации компьютерной техники? Относится ли компьютерная техника к производственным отходам?

Казенное учреждение заключило со специализированной организацией договор о вывозе и утилизации компьютерной техники. Утилизацию будет осуществлять исполнитель по договору. На какую подстатью КОСГУ казенному учреждению отнести расходы по договору о вывозе и утилизации компьютерной техники? Относится ли компьютерная техника к производственным отходам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на оказание комплексной услуги по договору о вывозе и утилизации компьютерной техники могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на конкретные коды классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) автономные учреждения руководствуются Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). В свою очередь, в соответствии с п. 3 Порядка N 209н отнесение расходов на тот или иной КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. Соответственно, независимо от вида деятельности в любом государственном (муниципальном) учреждении могут образоваться отходы производства и потребления.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду объекты относят к одному из классов опасных отходов (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). В блоке 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" указано оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, которое может относиться к IV классу опасности (малоопасные отходы).

Идентификация имущества в качестве отходов производства и потребления и, как следствие, необходимость его утилизации в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ относится к компетенции уполномоченных специалистов, обладающих в полном объеме информацией о деятельности учреждения и специфике использования в ней нефинансовых активов. Иными словами, расходы на утилизацию имущества будут обоснованны только в том случае, если их необходимость обусловлена требованиями законодательства РФ.

В рассматриваемой ситуации казенное учреждение заключило со специализированной организацией договор о вывозе и утилизации компьютерной техники, которая, на наш взгляд, в полной мере отвечает понятию отходов производства и потребления.

Исходя из положений Порядка N 209н следует, что:

  • расходы на вывоз отходов производства (в том числе медицинских и радиационно-опасных), включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация отходов производства в случае, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора осуществляет исполнитель, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н);
  • услуги и работы по утилизации, захоронению отходов относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Выбор конкретной подстатьи КОСГУ в данном случае зависит от характера услуг (работ), которые оказывает (выполняет) контрагент.

Предметом договора в рассматриваемой ситуации является комплексная услуга, связанная с вывозом и утилизацией отходов, которая оказывается непосредственно исполнителем по договору. В связи с этим расходы по такому договору в соответствии с прямой нормой п. 10.2.5 Порядка N 209н могут быть отражены с применением подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна 

20 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.