Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение заключило договор, предметом которого являются поставка и монтаж двух тепловых завес. В сметном расчете представлены монтажные работы с оборудованием. В рамках договора в том числе будут проведены работы по подведению электричества к одной из тепловых завес. Какую подстатью КОСГУ применять в данной ситуации? Какими первичными учетными документами подтверждается фактическое исполнение по договору?

Бюджетное учреждение заключило договор, предметом которого являются поставка и монтаж двух тепловых завес. В сметном расчете представлены монтажные работы с оборудованием. В рамках договора в том числе будут проведены работы по подведению электричества к одной из тепловых завес. Какую подстатью КОСГУ применять в данной ситуации? Какими первичными учетными документами подтверждается фактическое исполнение по договору?

Расходы на приобретение и монтаж оборудования в рамках одного договора отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Выбор КОСГУ в части оплаты работ по подведению электричества к месту монтажа приобретаемого объекта зависит от экономического содержания выполняемых работ, в связи с чем может быть применена статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Получая от коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) объект нефинансовых активов, бюджетное учреждение вправе принять и подписать оформленный контрагентом документ, на основании которого в одностороннем порядке может быть оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Конкретную форму документа целесообразно предусмотреть в условиях договора (контракта).

Тепловая воздушная завеса представляет собой мощный тепловентилятор, который создает выталкивающий поток воздуха при открывании дверей, устройство, разграничивающее воздух внутри помещения и снаружи. Такие объекты, в зависимости от их конструкции, могут быть приняты к учету в составе объектов основных средств в случае их соответствия критериям, установленным пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н. В частности, одними из основных критериев является срок полезного использования, который должен составлять более 12 месяцев, способность объекта выполнять определенные самостоятельные функции. Однако окончательное решение принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

Согласно п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 23 Инструкции N 157н первоначальная стоимость приобретенных объектов основных средств формируется в сумме произведенных капитальных вложений, включая затраты на установку и монтаж.

В свою очередь, выбор соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ осуществляется учреждением согласно требованиям Порядка N 209н и зависит от экономического характера совершаемой операции. Так, расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров о приобретении (изготовлении) объектов, относящихся к основным средствам, отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209).

Расходы на оплату монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н). Расходы по работам, проводимым не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства, которые не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209).

Таким образом, расходы на приобретение и монтаж оборудования в рамках одного договора отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). Отметим, так как работы по монтажу приобретаемого оборудования проводятся в рамках договора поставки, то подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ в данном случае не применяется. Использование подстатьи 228 КОСГУ обуславливается наличием отдельно заключенного договора о монтаже объекта, расходы по которому в дальнейшем подлежат отнесению на формирование первоначальной стоимости объекта.

В свою очередь, для правильного определения кода КОСГУ в части отражения расходов на оплату работ по подведению электричества к месту монтажа прежде всего необходимо проанализировать возможность включения таких расходов в первоначальную стоимость инвентарного объекта. Так, если проводимые работы непосредственно связаны с приведением актива в состояние пригодного для эксплуатации, то такие расходы, как предусмотренные договором поставки, могут быть отражены с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и включены в формирование первоначальной стоимости основного средства (п. 15 Стандарта "Основные средства").

Если работы по проведению электричества нельзя отнести к работам, непосредственно связанным приведением приобретенного объекта в состояние годного к эксплуатации, то в этом случае статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ не применяется. Например, расходы связаны с тем, что на стене, где будет установлена тепловая завеса, отсутствует электропроводка, и для того, чтобы подключить оборудование, необходимо провести проводку и установить розетку. Такие работы, по нашему мнению, в формировании первоначальной стоимости объекта не участвуют, так как отдаленность розетки не влияет на приведение самого объекта в состояние готовности. Исходя из экономического содержания подобные расходы могут быть отражены с использованием подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Однако окончательное решение о взаимосвязи работ по проведению электричества в помещение с работами, связанными с приведением объекта к годному к эксплуатации и, соответственно, возможности включения таких затрат в формирование первоначальной стоимости принимается комиссией (п. 34 Инструкции N 157н).

Как правило, при заключении смешанного договора (контракта), в котором содержатся элементы договора поставки и договора подряда (возмездного оказания услуг), факт его исполнения подтверждается первичными учетными документами:

  • в части поставки - накладной, актом приемки-передачи товара;
  • в части работ по проведению дополнительных, не связанных с приведением объекта в состояние, годное для дальнейшей эксплуатации (в данном случае работ по проведению электричества в помещение) - актом выполненных работ.

Отметим, что согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации бюджетной сферы оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. В настоящее время организациями бюджетной сферы обязательно должны применяться унифицированные формы:

  • требования об оформлении которых предусмотрены Приказом N 52н, Приказом N 61н;
  • установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.

Вместе с тем организации негосударственного сектора, индивидуальные предприниматели (далее - ИП) по общему правилу вправе:

  • самостоятельно разрабатывать формы всех применяемых первичных документов;
  • полностью или выборочно использовать унифицированные формы.

В этой связи бюджетному учреждению, как стороне договора (контракта), целесообразно определить в рамках конкретного договора (контракта) порядок документального оформления фактов хозяйственной жизни, тем самым установив для контрагента обязанность применения той или иной унифицированной формы в целях оформления фактов хозяйственной жизни, возникающих в рамках такого договора (контракта).

Таким образом, приобретение учреждением имущества, которое в дальнейшем будет приниматься к учету в составе основных средств, может осуществляться на основании первичных учетных документов, оформленных поставщиком. Оформить первичный документ для включения этого имущества в состав основных средств можно дополнительно уже в самом учреждении. Например, основное средство (тепловая завеса) может быть принято к учету на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), оформленного профильной комиссией бюджетного учреждения в одностороннем порядке. Основанием для составления такого Акта будут первичные документы контрагентов, подтверждающие факт поставки имущества и осуществление иных расходов (расходы на установок), а также техническая документация на объект, например универсальный передаточный документ (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96), товарная накладная N ТОРГ-12. В части работ по проведению дополнительных, не связанных с приведением объекта в состояние годного для дальнейшей эксплуатации (в данном случае работ по проведению электричества в помещение) может быть предусмотрен Акт выполненных работ, форма которого разработана самостоятельно с соблюдением обязательных реквизитов, предусмотренные п. 25 Стандарта "Концептуальные основы", ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сильвестрова Татьяна 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

16 февраля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.