Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На какой КБК в 2023 году отнести доходы от возмещения ущерба в соответствии с договором ОСАГО и возмещения убытков при неисполнении муниципальных контрактов? Доходы поступают в бюджет муниципального образования.

На какой КБК в 2023 году отнести доходы от возмещения ущерба в соответствии с договором ОСАГО и возмещения убытков при неисполнении муниципальных контрактов? Доходы поступают в бюджет муниципального образования.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в 2023 году доходы отражаются с применением следующих кодов видов доходов бюджета:
- от возмещения ущерба, в том числе при возникновении страховых случаев, в соответствии с договором ОСАГО - 1 16 10031 05 0000 140 "Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджета муниципального района";
- в виде суммы неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий муниципальных договоров (контрактов) - 000 1 16 07010 05 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, заключенным муниципальным органом, казенным учреждением муниципального района", 000 1 16 07090 05 0000 140 "Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом, (муниципальным казенным учреждением) муниципального района".

Обоснование вывода:
В целях отнесения доходов на соответствующие коды бюджетной классификации доходов бюджетов (далее - КБК) в 2023 году организации государственного сектора применяют положения Порядка N 82н. Кроме того, необходимо пользоваться перечнями КБК, утвержденными приказом Минфина России от 17.05.2022 N 75н (далее - Приказ N 75н).
Доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба являются доходами от необменных операций (подп. "а" п. 6 Стандарта "Доходы"). В соответствии с п. 34 Стандарта "Доходы" доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба.
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов приведена в п. 7 Порядка N 82н. Исходя из п. 10.1.1 Порядка N 82н, доходы от штрафов, санкций и возмещения ущерба отражаются по подгруппе 116 (4-6 разряды кода классификации доходов бюджетов).
Прямой нормой п. 12.1.4 Порядка N 82н установлено, что доходы от возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при возникновении страховых случаев, относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" (18-20 разряды кода классификации доходов бюджетов).
Исходя из данных, приведенных в указанном Приложении N 1 Приказа N 75н, при отражении данных доходов аналитической группе подвида доходов бюджетов 140 соответствует в рассматриваемой ситуации код видов доходов бюджетов 1 16 10031 05 0000 140 "Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджета муниципального района".
В свою очередь, определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, признается неустойкой (штрафом, пеней) (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Согласно ст. 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора (контракта) является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ и подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443).
Доходы в виде суммы неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договоров (контрактов) на основании прямой нормы п. 9.4.1 Порядка N 209н учитываются учреждениями по подстатье 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ и АнКВД 140. Причем речь идет о договорах как с поставщиками и подрядчиками, так и с покупателями и заказчиками.
Код видов доходов бюджетов определяется согласно Приложению N 1 Приказа N 75н. Для отражения доходов от неустоек (пеней, штрафов) применяется в данном случае код ХХХ 1 16 07010 ХХ 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом", ХХХ 1 16 07090 ХХ 0000 140 "Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, Центральным банком Российской Федерации, государственной корпорацией" (смотрите также письмо Минфина России от 15.08.2019 N 02-07-10/62096).
В рассматриваемой ситуации доходы в виде суммы неустоек (пеней, штрафов) подлежат зачислению в доход муниципального района, соответственно, отражаются по коду 000 1 16 07010 05 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, заключенным муниципальным органом, казенным учреждением муниципального района", 000 1 16 07090 05 0000 140 "Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом, (муниципальным казенным учреждением) муниципального района".

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет доходов бюджета в казенном учреждении (январь 2023 г.);
- Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы) (январь 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Ответ прошел контроль качества

13 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.