Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение осуществляло расходы на оказание медицинских услуг гражданам Украины, ЛНР, ДНР, лицам без гражданства за счет средств КФО 7. Расходы были предусмотрены в Плане ФХД в рамках КФО 7. При этом были использованы материальные запасы, приобретённые в прошлом году. В дальнейшем, после осуществления соответствующих расходов, между бюджетным учреждением и учредителем было заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели на компенсацию расходов. Какими проводками в бюджетном учреждении отразить компенсацию ранее произведённых расходов (КФО 7) за счет целевой субсидии (КФО 5)?

Бюджетное учреждение осуществляло расходы на оказание медицинских услуг гражданам Украины, ЛНР, ДНР, лицам без гражданства за счет средств КФО 7. Расходы были предусмотрены в Плане ФХД в рамках КФО 7. При этом были использованы материальные запасы, приобретённые в прошлом году. В дальнейшем, после осуществления соответствующих расходов, между бюджетным учреждением и учредителем было заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели на компенсацию расходов.
Какими проводками в бюджетном учреждении отразить компенсацию ранее произведённых расходов (КФО 7) за счет целевой субсидии (КФО 5)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета при предоставлении субсидии на иные цели на возмещение затрат необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем либо с финансовым органом публично-правового образования. Учитывая рекомендации системного письма Минфина России, ранее отраженные в учете бухгалтерские записи в рамках средств ОМС (КФО 7) могут быть перенесены на КФО 5 с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
В первую очередь следует отметить, что порядок учета при предоставлении субсидии на иные цели на возмещение затрат в настоящее время нормативно не урегулирован. Учреждению необходимо определить его в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем либо с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение (п. 4 Инструкции N 174н).
Примерный порядок учета при предоставлении субсидий на иные цели на возмещение затрат в случае, когда условиями предоставления целевых субсидий предусмотрено возмещение кассовых расходов, разъяснен в письме Минфина России от 29.01.2021 N 02-06-07/5651. В качестве ключевого критерия для выбора схемы корреспонденций счетов специалисты финансового ведомства определили момент заключения соглашения о предоставлении субсидии на иные цели по отношению к дате оплаты денежных обязательств.
Отражение бухгалтерских записей по уточнению (восстановлению, возмещению) целевых расходов, произведенных учреждением за счет средств иного источника финансирования (в рассматриваемом случае это КФО 7) до поступления целевой субсидии, зависит от условий осуществления указанных целевых расходов:
- принятие обязательств (денежных обязательств) по целевым расходам осуществлялось учреждением за счет средств по КФО 7 до принятия решения о предоставлении учреждению целевой субсидии на указанные цели, с дальнейшим возмещением кассовых расходов;
- принятие обязательств (денежных обязательств) по целевым расходам осуществлялось учреждением при наличии соглашения о предоставлении целевой субсидии (решения о предоставлении бюджетному учреждению целевой субсидии) до момента поступления средств целевой субсидии, с дальнейшим возмещением кассовых расходов.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение здравоохранения осуществило расходы на оказание медицинской помощи гражданам РФ, Украины, ДНР, ЛНР и лицам без гражданства. Расходы были предварительно определены за счет средств ОМС - до момента заключения соглашения о предоставлении целевой субсидии на возмещение вышеуказанных затрат*(1).
В случае если на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии учреждением не только приняты обязательства, но и осуществлены соответствующие расходы, ранее отраженные в учете бухгалтерские записи в рамках средств ОМС (КФО 7) подлежат переносу на КФО 5 с использованием счета 304 06 (смотрите также письма Минфина России от 14.01.2021N 02-06-10/1351, от 15.01.2021 N 02-06-10/1831, от 31.12.2020 N 02-06-10/116971). При этом операции по переносу показателей, включая показатели ранее сформированного финансового результата, отражаются по КФО 7 с применением способа "Красное сторно" (смотрите: Пример. Отражение в учете компенсации понесенных затрат путем доведения субсидии на иные цели).
Применение схемы корреспонденций, предусмотренных в таблице "Бухгалтерские записи по возмещению целевых расходов", потребует пояснений при представлении учреждением отчетности. Дело в том, что при наличии корреспонденций переноса между КФО 7 и КФО 5 показателей по счетам санкционирования расходов в части принятых и денежных обязательств, показатели на счетах учета расчетов (счет 302 ХХ), а именно увеличение и уменьшение задолженности перед контрагентами, на КФО 5 не переносятся. Соответственно, указанные расчеты должны быть учтены при формировании Сведений (ф. 0503769) по КФО 7.
Отметим, что показатели на счетах санкционирования могут быть скорректированы только в части расходов текущего года. Поэтому показатели на счетах санкционирования в части материальных запасов, приобретенных в прошлом отчетном году, корректируются только в части формирования обязательств (в том числе денежных) текущего года.
При этом "уточнение" расходов требуется практически по всем статьям (подстатьям) КОСГУ в соответствии со структурой тарифа на оказание медицинской помощи, по которой рассчитывалась сумма предоставленной субсидии*(2).
Таким образом, после согласования учредителем возмещения целевых расходов за счет средств субсидии необходимо сделать следующие корректирующие записи:
1. Дебет 7 506 10 ХХХ Кредит 7 502 11 ХХХ способом "красное сторно",
Дебет 5 506 10 ХХХ Кредит 5 502 11 ХХХ
- отражена корректировка принятых обязательств по расходам в части кассовых расходов текущего года - перенос обязательств учреждения с КФО 7 на КФО 5;
2. Дебет 7 502 11 ХХХ Кредит 7 502 12 ХХХ способом "красное сторно",
Дебет 5 502 11 ХХХ Кредит 5 502 12 ХХХ
- отражена корректировка принятых денежных обязательств в части кассовых расходов текущего года - перенос денежных обязательств с КФО 7 на КФО 5;
3. Дебет 7 105 31 341 Кредит 7 304 06 732 способом "красное сторно",
Дебет 5 105 31 341 Кредит 5 304 06 732
- отражен перенос показателей в размере стоимости материальных запасов;
4. Дебет 7 109 ХХ 272 (401 20 272) Кредит 7 105 31 441 способом "красное сторно",
Дебет 5 109 ХХ 272 (401 20 272) Кредит 7 105 31 441
- отражена корректировка показателя финансового результата в сумме затрат по израсходованным материальным запасам;
5. Дебет 7 109 ХХ ХХХ (401 20 ХХХ) Кредит 7 304 06 732 способом "красное сторно",
Дебет 5 109 ХХ ХХХ (401 20 ХХХ) Кредит 5 304 06 732
- отражена корректировка показателя финансового результата в сумме затрат на приобретение услуг, работ и выплаты заработной платы;
6. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610 (Увеличение 18 (ХХХ КВР; ХХХ КОСГУ)
- отражены кассовые расходы по КФО 5 при перечислении средств с отдельного лицевого счета на счет средств ОМС;
7. Дебет 7 201 11 510 (Уменьшение 18 (ХХХ КВР; ХХХ КОСГУ) Кредит 7 304 06 732
- отражено восстановление кассовых расходов по КФО 7 при поступлении средств на счет средств ОМС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

18 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Оказание перечисленным гражданам бесплатной первичной медико-санитарной помощи, а также специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи при заболеваниях и состояниях, включенных в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определено п. 2 постановления Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134 "Об оказании медицинской помощи отдельным категориям лиц". Расходы медицинского учреждения на указанную помощь подлежат компенсации в виде субсидий на иные цели (п. 4 постановления Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134).
*(2) Смотрите, например, п. 8 Правил предоставления медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Алтай, компенсации расходов, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства (утверждены постановлением Правительства Республики Алтай от 31.05.2022 г. N 184), п. 1.3.40 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным автономным и бюджетным учреждениям Ростовской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство здравоохранения Ростовской области (утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2020 N 462).