Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное государственное бюджетное учреждение в рамках выполнения государственного задания выполняет работу рубку в целях ухода за лесом, произрастающим на земельном участке, закрепленном за бюджетным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (территория национального парка). Полученную древесину учреждение планирует использовать только для своих нужд (укрепление берегового вала, ремонт экологических троп), не для целей реализации. По какому КФО приходовать древесину после рубок (по КФО 2 или КФО 4)? Какими проводками отразить в учете поступление древесины от рубок? По какой стоимости приходовать древесину?

Федеральное государственное бюджетное учреждение в рамках выполнения государственного задания выполняет работу рубку в целях ухода за лесом, произрастающим на земельном участке, закрепленном за бюджетным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (территория национального парка). Полученную древесину учреждение планирует использовать только для своих нужд (укрепление берегового вала, ремонт экологических троп), не для целей реализации. По какому КФО приходовать древесину после рубок (по КФО 2 или КФО 4)? Какими проводками отразить в учете поступление древесины от рубок? По какой стоимости приходовать древесину?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету древесины, полученной бюджетным учреждением в процессе рубки в целях ухода за лесом, может быть отражено в качестве безвозмездно полученной в рамках КФО 2 с применением счета 2 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления в сектор государственного управления" по справедливой стоимости.

Обоснование вывода:
Согласно п. 22 Инструкции N 157н счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием, получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством).
В соответствии с п. 36 Стандарта "Концептуальные основы" для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. При этом контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение получает древесину в процессе выполнения государственного задания в части рубки в целях ухода за лесом и использует ее в своей уставной деятельности, не для целей реализации. При наличии соответствующего права на использование древесины такие материальные ценности являются активом бюджетного учреждения и подлежат учету на балансе в составе соответствующей группы нефинансовых активов.
Вместе с тем подобного рода активы для бюджетного учреждения, по нашему мнению, не соответствуют понятию "готовая продукция". Это связано с тем, что согласно п. 121 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 174н, п. 7 Стандарта "Запасы" готовой продукцией являются те материальные ценности, которые созданы (произведены) субъектом учета и предназначены для отчуждения, то есть для целей продажи. Кроме того, в данном случае речь не идет о производственном процессе, который предполагает совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия превращаются в готовую продукцию в заданном количестве, заданного свойства, качества и ассортимента в определённые сроки.
Соответственно, принятие к учету древесины, образовавшейся в ходе выполнения государственного задания, к учету на счет 0 105 07 000 "Готовая продукция", по нашему мнению, является некорректным, как и калькулирование себестоимости данной древесины.
Так как речь идет о поступлении в распоряжение бюджетного учреждения для ведения уставной деятельности, не для целей продажи, древесины, образованной в процессе исполнения государственного задания, наиболее корректным представляется вариант отражения полученной древесины на соответствующем счете аналитического учета счета 105 00 "Материальные запасы" (в зависимости от целевого (функционального) назначения материального запаса).
При этом порядок оприходования таких материальных ценностей, а также порядок выбора кода финансового обеспечения для их отражения действующими нормативными правовыми актами не определен. Соответственно, конкретный порядок необходимо разработать и закрепить в рамках учетной политики бюджетного учреждения.
Так, поступление древесины в ходе выполнения государственного задания, по нашему мнению, может быть отражено в качестве безвозмездно полученной с соответствующим отражением по КФО 2 "Приносящая доход деятельность".
Согласно п. 34 Инструкции N 174н принятие к бухгалтерскому учету полученных безвозмездно объектов материальных запасов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления".
Согласно п. 9.9 Порядка N 209н статья 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления" КОСГУ детализируется соответствующими подстатьями в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также от правовой формы хозяйствующего субъекта, осуществляющего передачу имущества.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение получает древесину в процессе рубки леса, соответственно, ее передача никем не осуществляется. В такой ситуации в разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета 401 10, по нашему мнению, может быть применена подстатья 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" (п. 9.9.9 Порядка N 209н) как прочие неденежные безвозмездные поступления, не отнесенные на подстатьи КОСГУ 191-198, в том числе поступление иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации.
Объекты нефинансовых активов принимаются к учету по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции N 157н. п. 13 Стандарта "Запасы"). Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н, п. 22 Стандарта "Запасы").
Отметим, что ни Приказом N 52н, ни Приказом N 61н не предусмотрено унифицированных форм первичных документов для отражения операций по получению материальных запасов (древесины) в результате рубки в целях ухода за лесом. Следовательно, порядок документального оформления таких операций учреждению необходимо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. В частности, Методическими указаниями по заполнению Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее - Акт (ф. 0504101)) установлено, что порядок его применения при безвозмездной передаче устанавливается учетной политикой. Кроме того, при поступлении материальных ценностей, в том числе материальных запасов, учреждение может составлять Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Конкретный порядок оформления первичных учетных документов при получении материальных ценностей в результате осуществления рубки в целях ухода за лесом бюджетному учреждению необходимо разработать самостоятельно и закрепить локальным актом.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть отражена следующая корреспонденция счетов:
Дебет 2 105 ХХ 34Х Кредит 2 401 10 199
- отражено принятие к учету древесины в качестве материального запаса по справедливой стоимости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

30 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.