Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В результате реорганизации образовалось новое муниципальное бюджетное учреждение, в которое перешло все имущество МУП, в том числе и земля. Земельный участок, переданный МУП, учитывается как бесхозяйное имущество и состоит на кадастровом учете. В апреле истекает год с начала такого учета. Однако имущество передается бюджетному учреждению 22 марта 2022 года. На какой счет учета отнести земельный участок?

В результате реорганизации образовалось новое муниципальное бюджетное учреждение, в которое перешло все имущество МУП, в том числе и земля. Земельный участок, переданный МУП, учитывается как бесхозяйное имущество и состоит на кадастровом учете. В апреле истекает год с начала такого учета. Однако имущество передается бюджетному учреждению 22 марта 2022 года. На какой счет учета отнести земельный участок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С целью определения счета учета земельного участка учреждению необходимо определить правовое основание его использования. Учет земельного участка на счете 0 103 11 000 может быть организован при одновременном соблюдении следующих условий:
- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования.
До момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельный участок отражается учреждением на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что в рамках данного ответа мы не рассматриваем правомерность передачи безхозяйного имущества МУП или бюджетному учреждению.
Вместе с тем в соответствии с пп. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В связи с изложенным процедура признания права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь состоит из постановки ее на государственный кадастровый учет и признании права муниципальной собственности в судебном порядке.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2014 N 305-ЭС14-442 земельные участки могут предоставляться унитарному предприятию на праве аренды, но не на праве хозяйственного ведения. ЗК РФ также не предусмотрена возможность установления права хозяйственного ведения в отношении земельных участков. Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрена возможность преобразования муниципального унитарного предприятия по решению собственника его имущества в муниципальное учреждение. В свою очередь земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бюджетным учреждениям на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 3, п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, подп. 2 п. 2, п. 4 ст. 39.9 ЗК РФ).
Согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Право постоянного пользования на землю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Земельные участки отражаются в учете учреждений на счете 0 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения" по факту государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования. До момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования полученный в постоянное пользование земельный участок отражается учреждением на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н, смотрите также письма Минфина России от 23.01.2017 N 02-07-10/3362, от 24.04.2015 N 02-05-10/23911).
Таким образом, с целью определения счета учета земельного участка учреждению необходимо определить правовое основание его использования. Учет земельного участка на счете 0 103 11 000 может быть организован при одновременном соблюдении следующих условий:
- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования.
До момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельный участок отражается учреждением на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

21 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.