Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган местного самоуправления в связи с износом списывает объект недвижимости, учтенный в составе имущества казны. В результате сноса указанного объекта образуется лом кирпичей. Как в бюджетном учете органа отразить списание здания в составе имущества казны и оприходование лома, оставшегося в результате его ликвидации?

Орган местного самоуправления в связи с износом списывает объект недвижимости, учтенный в составе имущества казны. В результате сноса указанного объекта образуется лом кирпичей. Как в бюджетном учете органа отразить списание здания в составе имущества казны и оприходование лома, оставшегося в результате его ликвидации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок списания имущества казны муниципального образования должен быть определен в соответствующем нормативном правовом акте уполномоченного органа местного самоуправления.
На наш взгляд, операции по списанию имущества казны могут быть отражены аналогично операциям по списанию нефинансовых активов с балансового учета с использованием счета 1 401 10 172. Такое решение необходимо согласовать в порядке, предусмотренном в п. 2 Инструкции N 162н.
Принятие к учету лома кирпича, образовавшегося в результате сноса здания, в состав материальных запасов имущества казны может отражаться в корреспонденции со счетом 1 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".

Обоснование вывода:
Единого порядка, регулирующего списание имущества казны муниципального образования, нет. Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
При разработке собственного порядка муниципальное образование может взять за основу Положение об особенностях списания федерального имущества (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834), а также воспользоваться нормативными актами других муниципальных образований. Кроме того, в разрабатываемый порядок можно включить собственные требования к списанию имущества.
В частности, положение может содержать условие об основаниях для списания имущества казны. Например, выбытие имущества из состава казны может происходить в результате безвозмездной передачи, а также в результате его списания по причине ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, непригодности для использования по назначению, утраты потребности в имуществе, экономической нецелесообразности существования имущества.
Также в порядке о списании имущества казны должен быть предусмотрен порядок оформления, подписания, утверждения Акта о списании объектов имущества (ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230).
Положениями Инструкций N 157н и N 162н установлен порядок отражения выбытия имущества казны при внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передаче, при передаче наднациональным организациям, правительствам иностранных государств и международным организациям, а вот корреспонденция счетов по списанию такого имущества отсутствует. Поэтому такую корреспонденцию необходимо определить в соответствии с п. 2 Инструкции N 162н
Кроме, того операции по списанию имущества казны могут быть предусмотрены в правовом акте по бюджетному учету казны по аналогии с бухгалтерскими записями, которые применяются в целях списания с учета иных нефинансовых активов (смотрите, например, п. 7 приказа Финансового управления Брянской области от 02.06.2009 N 59 "Об утверждении Порядка бюджетного учета государственного имущества казны Брянской области").
На наш взгляд, в таком случае операции по списанию имущества могут быть отражены аналогично операциям по списанию нефинансовых активов с балансового учета с использованием счета 401 10 172 (п. 10 Инструкции N 162н). Такое решение необходимо согласовать в порядке, предусмотренном в п. 2 Инструкции N 162н.
Вместе с тем правило по принятию к учету и выбытию с учета объектов недвижимого имущества, права на которые в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ), остается неизменным. Согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие с учета таких объектов осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Указанное правило распространяется в том числе и на имущество, учитываемое в составе муниципальной казны на балансовом счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в учете уполномоченного органа выбытие из состава имущества казны объекта недвижимости должно осуществляться на основании выписки из ЕГРН. В бюджетном учете могут быть оформлены следующие корреспонденции:
1. Дебет 1 104 51 410 Кредит 1 108 51 410
- списана начисленная амортизация по имуществу казны (при наличии);
2. Дебет 1 401 10 172 Кредит 1 108 51 410
- списана остаточная стоимость имущества казны.
Вместе с тем объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды (не имеющие полезного потенциала) и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, то есть объекты, не соответствующие понятию "актив", учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (абзац 3 п. 8 Стандарта "Основные средства", п. 335 Инструкции N 157н). Соответственно, до момента ликвидации объекта недвижимости (сноса) учет его организуется на забалансовом счете 02.
Согласно положениям ст. 136, 218 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. Поэтому лом кирпича, образовавшийся в результате сноса объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, числящегося в муниципальной казне, поступает в муниципальную собственность.
Более того, пунктом 23 Инструкции N 162н прямо предусмотрено принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов. Данная хозяйственная ситуация является аналогичной рассматриваемой, различие лишь в том, что речь идет о принятии к учету материальных запасов в состав имущества казны. Инструкция N 162н не содержит бухгалтерских записей для такой операции. В такой ситуации корреспонденцию счетов необходимо разработать самостоятельно и согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.
При разработке схемы корреспонденции можно использовать за основу бухгалтерскую запись по принятию к учету материальных запасов, приведенную в абзаце 7 п. 23 Инструкции N 162н. Иными словами, принятие к учету лома может отражаться в корреспонденции со счетом 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления". Также стоит отметить, что учет лома следует осуществлять на соответствующем счете аналитического учета счета 108 56 "Материальные запасы, составляющие казну" (п. 37 Инструкции N 157н).
Таким образом, для отражения принятия к учету лома кирпичей, образовавшегося в результате сноса объекта недвижимости, в состав материальных запасов имущества казны может быть использована следующая бухгалтерская запись:
Дебет 1 108 56 34Х Кредит 1 401 10 199
- отражено принятие материальных запасов имущества казны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.