Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономное учреждение в целях комфортного обслуживания посетителей (доступ дневного света и воздуха) планирует провести работы по установке пластикового окна в сооружении (вагончик (тир)). Сооружение является особо ценным движимым имуществом. В комплекс работ будет входить создание оконного проема (в сооружении окон нет) и монтаж окна. Будут использованы материалы подрядчика. Результат работ будет подтвержден единым первичным документом (актом КС-2). Какими бухгалтерскими проводками следует отразить в учете данные операции? Требуется ли согласование с собственником имущества?

Автономное учреждение в целях комфортного обслуживания посетителей (доступ дневного света и воздуха) планирует провести работы по установке пластикового окна в сооружении (вагончик (тир)). Сооружение является особо ценным движимым имуществом. В комплекс работ будет входить создание оконного проема (в сооружении окон нет) и монтаж окна. Будут использованы материалы подрядчика. Результат работ будет подтвержден единым первичным документом (актом КС-2). Какими бухгалтерскими проводками следует отразить в учете данные операции? Требуется ли согласование с собственником имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Окончательную оценку по квалификации работ необходимо поручить должностным лицам учреждения, обладающим соответствующими знаниями, либо членам комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Если уполномоченными лицами будет принято решение о дооборудовании (модернизации) сооружения, то затраты на данные виды работ относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости основного средства.
Необходимость согласования дооборудования (модернизации) ОЦДИ может быть предусмотрена непосредственно собственником имущества (учредителем).

Обоснование вывода:
Порядок отражения в бухгалтерском учете работ по созданию оконного проема и установке пластикового окна в вагончике прежде всего зависит от классификации таких работ: в качестве работ, связанных модернизацией (дооборудованием) объекта или в качестве ремонтных работ (текущего или капитального ремонта).
Так, согласно п. 19 Стандарта "Основные средства" одним из оснований для изменения балансовой стоимости основного средства является его дооборудование (модернизация и т.п.). В силу п. 27 Инструкции N 157н затраты на дооборудование (модернизацию) объекта нефинансовых активов относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования этого объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
В Инструкции N 157н и федеральных стандартах бухгалтерского учета для организаций государственного сектора отсутствует определение таких понятий, как модернизация, дооборудование, реконструкция. При этом на уровне иных нормативных актов также не закреплен конкретный перечень работ, которые можно было бы однозначно классифицировать в качестве текущего (капитального) ремонта или работ, связанных с дооборудованием (модернизацией и т.п.) объектов движимого имущества.
Считаем, что для классификации данных операций можно обратиться к норме п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которой к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Следовательно, при классификации указанных в вопросе работ прежде всего следует проанализировать, будут ли в результате проведения таких работ улучшены (повышены) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта нефинансовых активов (например, срок полезного использования, качество применения и т.п.). В частности, если после установки оконного проема в сооружении происходит качественное изменение характеристик объекта, увеличивается (изменяется) потенциал использования, то уполномоченными лицами может быть принято решение о классификации проводимых работ в качестве работ, связанных с дооборудованием основного средства, с отнесением произведенных расходов на увеличение его стоимости.
Расходы организации бюджетной сферы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на реконструкцию, модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
В случае принятия решения об отнесении проводимых работ в рамках заключенного договора к работам, связанным с дооборудованием (модернизацией) объекта (вагончика), в бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
1. Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 302 31 73Х
- отражено принятие к учету вложений в объекты основных средств (п. 51 Инструкции N 183н);
2. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 Х1 310
- отражено принятие к учету увеличения стоимости основного средства в результате его дооборудования, модернизации (п. 9 Инструкции N 183н).
Если должностными лицами учреждения рассматриваемые работы будут квалифицированы в качестве ремонта (текущего или капитального) в результате которого не происходит дооборудование (модернизация) объекта с изменением его качественных характеристик, то такие расходы относятся в полном объеме на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н). В результате проведения ремонтных работ стоимость ремонтируемого объекта не меняется, факт проведения работ фиксируется в Инвентарной карточке (п. 27 Инструкции N 157н). В бухгалтерском учете расходы на проведение ремонтных работ согласно п. 131 Инструкции N 183н отражаются следующей корреспонденцией:
Дебет 0 109 ХХ 225 (0 401 20 225) Кредит 0 302 25 73Х.
В части необходимости согласования с собственником имущества вопроса проведения ремонтных работ отметим следующее.
Учреждения распоряжаются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, с согласия собственника этого имущества, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Так, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться, в частности, особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
При этом под распоряжением имуществом, как правило, подразумеваются сделки по сдаче его в аренду, пользование, продаже, ликвидации и т.п.*(1). Проведение ремонтных работ, в том числе работ по дооборудованию, модернизации объекта, не относится к ситуации, которая требует согласования с собственником имущества, если иное не установлено непосредственно собственником (учредителем).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

23 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, к примеру, постановление администрации Тамбовской области от 19.11.2018 N 1192 "Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества и об утверждении Порядка согласования администрацией области распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными администрации области областными государственными бюджетными или автономными учреждениями либо приобретенным подведомственными администрации области областными государственными бюджетными или автономными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества".