Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенному учреждению - получателю бюджетных средств и казенному учреждению - администратору доходов бюджета в 2021 году ФСС производит возврат дебиторской задолженности прошлого года на лицевой счет получателя бюджетных средств. Как в бюджетном учете казенного учреждения - получателя бюджетных средств и казенного учреждения - администратора доходов бюджета отразить возврат дебиторской задолженности прошлого года на лицевой счет получателя бюджетных средств и перечисление ее в доход бюджета?

Казенному учреждению - получателю бюджетных средств и казенному учреждению - администратору доходов бюджета в 2021 году ФСС производит возврат дебиторской задолженности прошлого года на лицевой счет получателя бюджетных средств. Как в бюджетном учете казенного учреждения - получателя бюджетных средств и казенного учреждения - администратора доходов бюджета отразить возврат дебиторской задолженности прошлого года на лицевой счет получателя бюджетных средств и перечисление ее в доход бюджета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление средств в погашение дебиторской задолженности на лицевой счет получателя бюджетных средств может быть отражено по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 303 02 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Перечисление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета как расчеты между администратором кассовых поступлений и казенным учреждением одного уровня бюджета - с применением счетов 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты" и 1 304 04 136 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещения (ф. 0504805).
ФСС РФ может перечислить денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет непосредственно в доход бюджета - на лицевой счет администратора доходов на основании информации (реквизитов), предоставляемой казенным учреждением. В случае, если дебиторская задолженность прошлых лет возвращена контрагентом на лицевой счет получателя бюджетных средств, учреждению ее необходимо будет перечислить на лицевой счет администратора доходов бюджета.
Операции по зачислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет отражаются в бюджетном учете администратора кассовых поступлений, на лицевом счете которого отражаются соответствующие поступления, по дебету счета 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет".

Обоснование вывода:
Для отражения расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование, начисленным в соответствии с законодательством РФ в учете казенного учреждения (органа местного самоуправления) применяется счет 303 02 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (п. 259 Инструкции N 157н, п. 101 Инструкции N 162н). При этом наличие дебетового остатка на конец отчетного периода по счету указывает, как правило, на возможность получения возмещения средств от ФСС РФ.
Любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата, не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ, письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4131).
Порядок применения корреспонденций счетов для отражения операций по расчетам, связанным с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет, зависит от объема полномочий по администрированию доходов, а также от того, на какой из лицевых счетов казенного учреждения осуществлен возврат дебиторской задолженности контрагентом. Контрагент может перечислить денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет непосредственно в доход бюджета - на лицевой счет администратора доходов - на основании информации (реквизитов), предоставляемой казенным учреждением. В случае если дебиторская задолженность прошлых лет возвращена контрагентом на лицевой счет получателя бюджетных средств, перечислить ее в доход бюджета необходимо казенному учреждению. В этом случае корреспонденции счетов, применяемые для отражения соответствующих операций в учете, необходимо будет определить в рамках учетной политики по согласованию с финорганом (п. 2 Инструкции N 162н).
Согласно п. 104 Инструкции N 162н поступление средств в погашение дебиторской задолженности отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 303 02 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В случае поступления от контрагента возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений в части возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет, отражаются расчеты с плательщиком данных сумм и исполнение обязанности по перечислению полученных сумм в доход бюджета. Операция по зачислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора кассовых поступлений, на лицевом счете которого учитываются соответствующие поступления.
В рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность прошлых лет возвращена контрагентом (ФСС) на лицевой счет получателя бюджетных средств, который не наделен полномочиями администратора доходов бюджета. Поэтому в бюджетном учете казенного учреждения такая хозяйственная операция должна быть отражена по тому коду бюджетной классификации расходов соответствующего бюджета, по которому в прошлом году отражалось перечисление средств, т.е. по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ (п. 10.1.3 Порядка N 209н). При этом у казенного учреждения возникает обязанность самостоятельно перечислить поступившую на его лицевой счет сумму дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета на лицевой счет администратора кассовых поступлений.
Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением, которому поступил возврат дебиторской задолженности по расходам прошлых лет, применяются счета 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты" и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" (пп. 260, 261, 262, 276 Инструкции N 157н). В адрес администратора кассовых поступлений казенным учреждением направляется Извещение (ф. 0504805) с информацией о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах.
Согласно прямой норме абзаца 13 п. 104 Инструкции N 162н расчеты между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и получателем бюджетных средств, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленные Извещениями (ф. 0504805), отражаются с применением счета 1 304 04 100 "Внутриведомственные расчеты по доходам".
Для учета операций по поступлению в доход бюджета платежей в бюджетном учете учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, предназначен счет 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н). Поступление средств на лицевой счет администратора доходов отражается в бюджетном учете в порядке, предусмотренном абзацем 15 п. 86 Инструкции N 162н.
Поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются администратором доходов с применением подстатьи 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ (п. 9.3.6 Порядка N 209н) в качестве доходов от компенсации затрат государства. Операции по зачислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет отражаются в бюджетном учете администратора кассовых поступлений, на лицевом счете которого отражаются соответствующие поступления, по дебету счета 1 210 02 136 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н, п. 91 Инструкции N 162н).
Таким образом, на основании положений Инструкции N 162н рассматриваемая ситуация подлежит отражению в бюджетном учете следующим образом.
В бюджетном учете казенного учреждения получателя бюджетных средств:
1. Дебет КРБ 1 304 05 213 Кредит КРБ 1 303 02 731
- отражено поступление от ФСС дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств;
2. Дебет КДБ 1 304 04 136 Кредит КДБ 1 303 05 731
- на основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администрации информации о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;
3. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 213
- отражено перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета.
В бюджетном учете казенного учреждения администратора доходов бюджета:
1. Дебет КРБ 1 304 05 213 Кредит КРБ 1 303 02 731
- отражено поступление от ФСС дебиторской задолженности на лицевой счет получателя бюджетных средств;
2. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 304 05 213
- отражено перечисление средств с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета.
В случае если для возврата средств от ФСС РФ будут указаны реквизиты лицевого счета администратора доходов бюджета, то поступление средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета отразится в учете по дебету счета 1 210 02 136 в корреспонденции со счетом 1 303 02 731.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.