На балансе администрации сельского поселения находятся старые торговые павильоны (на счете 101 00, не на счете 108 00). Каков порядок их списания? Какие бухгалтерские записи сделать?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данной ситуации списание торговых павильонов, учтенных на балансе органа местного самоуправления, должно осуществляться в порядке, утвержденном на уровне конкретного публично-правового образования.
Обоснование вывода:
Выбытие с учета объекта основных средств осуществляется при прекращении признания его в качестве актива (пп. 45, 46 Стандарта "Основные средства"). Одним из оснований такого признания является моральный или физический износ объекта, из-за которого оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества (в том числе имущества казны), принадлежащего ему на праве собственности. Соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления)*(1). Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834). Отметим, что в отношении рассматриваемой в вопросе ситуации необходимого нормативного документа в свободном доступе нет.
По общему правилу подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Так, при списании торговых павильонов должен оформляться Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (далее - Акт (ф. 0504104)). Акт (ф. 0504104) является одной из унифицированных форм первичных учетных документов, порядок заполнения которой закреплен в приложении N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (смотрите, к примеру, пп. 10, 13 Положения N 834). Кроме этого, как уже было отмечено выше, в определенных случаях до утверждения руководителем учреждения Акт о списании имущества должен быть согласован с уполномоченными органами. В частности, федеральные учреждения согласовывают списание имущества с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования, в том числе список предоставляемых учреждениями документов, эти органы устанавливают сами*(2).
Вместе с тем в рассматриваемом случае будет списываться имущество, собственником которого является администрация сельского поселения. Полагаем, что в такой ситуации орган местного самоуправления вправе списывать объекты основных средств самостоятельно без согласования на основании своего распорядительного документа.
Таким образом, возможность самостоятельного списания объектов основных средств, обязанность согласования решения о списании, пакет обязательных документов, необходимых для списания того или иного вида имущества - все это те моменты, которые закрепляются в порядке, утвержденном на уровне конкретного публично-правового образования. Поэтому в данной ситуации, прежде чем начать процесс списания старых торговых павильонов с баланса органа местного самоуправления, необходимо проанализировать положения нормативного документа соответствующего муниципального образования.
Следует также учитывать, что до утверждения в установленном порядке Акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается (смотрите также п. 11 Положения N 834). То есть только после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть осуществлены мероприятия, предусмотренные данным первичным документом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Эту последовательность можно объяснить следующим. Например, процесс демонтажа и изъятия из основного средства лома, отдельных деталей и материалов будет запущен, а руководитель не утвердит Акт о списании, приняв решение о нецелесообразности списания объекта и возможности его дальнейшего использования, в частности, путем восстановления.
Таким образом, выполнять разбор, демонтаж и т.д. старых павильонов администрации следует после утверждения Акта о списании. Реализация мероприятий может осуществляться самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждаться профильной комиссией.
В бюджетном учете списание основных средств с баланса по причине невозможности их дальнейшего использования (негодность, физический и (или) моральный износ, иные основания) отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и дебету счетов (п. 10 Инструкции N 162н):
- 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества);
- 0 104 ХХ 4Х1 "Амортизация" (в части начисленной амортизации);
- 0 114 ХХ 4Х2 "Обесценение" (в части начисленного убытка от обесценения).
Вместе с тем до момента демонтажа (утилизации, уничтожения) объекта основных средств его учет организуется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (пп. 35, 335 Инструкции N 157н). Подобное имущество не отвечает понятию "актива" и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02 в условной оценке: один объект, один рубль (абзац 2 п. 335 Инструкции N 157н).
Полное выбытие списанного имущества оформляется в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (пп. 51, 52 Инструкции N 157н). Выбытие списанного имущества, числящегося в забалансовом учете, отражается путем уменьшения показателя по соответствующему забалансовому счету. Кроме того, на основании Акта о списании в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 3 "Сведения о принятии к учету и о выбытии объекта" производится отметка о выбытии объекта.
Таким образом, в бюджетном учете органа местного самоуправления рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КРБ 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410*(3) - отражено выбытие павильонов в части суммы ранее начисленной амортизации.
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410*(3) - отражено выбытие павильонов в части остаточной стоимости.
3. Увеличение забалансового счета 02 - до момента демонтажа (разборки) павильоны учтены на забалансе;
4. Уменьшение забалансового счета 02 - отражено списание павильонов с забалансового учета после реализации мероприятий, предусмотренных актом.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Оформление и отражение в учете учреждения ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
18 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, к примеру:
- Положение, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение" Теучежского района Республики Адыгея от 01.02.2017 N 30;
- Положение, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение" Теучежского района Республики Адыгея от 01.02.2017 N 29;
- Положение, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Теучежский район" Республики Адыгея от 29 декабря 2016 г. N 19.
*(2) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня - каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (подп. "г" п. 6 Положения N 834).
*(3) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х, то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.