Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе администрации сельского поселения находятся старые торговые павильоны (на счете 101 00, не на счете 108 00). Каков порядок их списания? Какие бухгалтерские записи сделать?

На балансе администрации сельского поселения находятся старые торговые павильоны (на счете 101 00, не на счете 108 00). Каков порядок их списания? Какие бухгалтерские записи сделать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данной ситуации списание торговых павильонов, учтенных на балансе органа местного самоуправления, должно осуществляться в порядке, утвержденном на уровне конкретного публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Выбытие с учета объекта основных средств осуществляется при прекращении признания его в качестве актива (пп. 45, 46 Стандарта "Основные средства"). Одним из оснований такого признания является моральный или физический износ объекта, из-за которого оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества (в том числе имущества казны), принадлежащего ему на праве собственности. Соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления)*(1). Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834). Отметим, что в отношении рассматриваемой в вопросе ситуации необходимого нормативного документа в свободном доступе нет.
По общему правилу подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Так, при списании торговых павильонов должен оформляться Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (далее - Акт (ф. 0504104)). Акт (ф. 0504104) является одной из унифицированных форм первичных учетных документов, порядок заполнения которой закреплен в приложении N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (смотрите, к примеру, пп. 10, 13 Положения N 834). Кроме этого, как уже было отмечено выше, в определенных случаях до утверждения руководителем учреждения Акт о списании имущества должен быть согласован с уполномоченными органами. В частности, федеральные учреждения согласовывают списание имущества с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования, в том числе список предоставляемых учреждениями документов, эти органы устанавливают сами*(2).
Вместе с тем в рассматриваемом случае будет списываться имущество, собственником которого является администрация сельского поселения. Полагаем, что в такой ситуации орган местного самоуправления вправе списывать объекты основных средств самостоятельно без согласования на основании своего распорядительного документа.
Таким образом, возможность самостоятельного списания объектов основных средств, обязанность согласования решения о списании, пакет обязательных документов, необходимых для списания того или иного вида имущества - все это те моменты, которые закрепляются в порядке, утвержденном на уровне конкретного публично-правового образования. Поэтому в данной ситуации, прежде чем начать процесс списания старых торговых павильонов с баланса органа местного самоуправления, необходимо проанализировать положения нормативного документа соответствующего муниципального образования.
Следует также учитывать, что до утверждения в установленном порядке Акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается (смотрите также п. 11 Положения N 834). То есть только после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть осуществлены мероприятия, предусмотренные данным первичным документом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Эту последовательность можно объяснить следующим. Например, процесс демонтажа и изъятия из основного средства лома, отдельных деталей и материалов будет запущен, а руководитель не утвердит Акт о списании, приняв решение о нецелесообразности списания объекта и возможности его дальнейшего использования, в частности, путем восстановления.
Таким образом, выполнять разбор, демонтаж и т.д. старых павильонов администрации следует после утверждения Акта о списании. Реализация мероприятий может осуществляться самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждаться профильной комиссией.
В бюджетном учете списание основных средств с баланса по причине невозможности их дальнейшего использования (негодность, физический и (или) моральный износ, иные основания) отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и дебету счетов (п. 10 Инструкции N 162н):
- 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества);
- 0 104 ХХ 4Х1 "Амортизация" (в части начисленной амортизации);
- 0 114 ХХ 4Х2 "Обесценение" (в части начисленного убытка от обесценения).
Вместе с тем до момента демонтажа (утилизации, уничтожения) объекта основных средств его учет организуется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (пп. 35, 335 Инструкции N 157н). Подобное имущество не отвечает понятию "актива" и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02 в условной оценке: один объект, один рубль (абзац 2 п. 335 Инструкции N 157н).
Полное выбытие списанного имущества оформляется в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (пп. 51, 52 Инструкции N 157н). Выбытие списанного имущества, числящегося в забалансовом учете, отражается путем уменьшения показателя по соответствующему забалансовому счету. Кроме того, на основании Акта о списании в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 3 "Сведения о принятии к учету и о выбытии объекта" производится отметка о выбытии объекта.
Таким образом, в бюджетном учете органа местного самоуправления рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КРБ 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410*(3) - отражено выбытие павильонов в части суммы ранее начисленной амортизации.
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410*(3) - отражено выбытие павильонов в части остаточной стоимости.
3. Увеличение забалансового счета 02 - до момента демонтажа (разборки) павильоны учтены на забалансе;
4. Уменьшение забалансового счета 02 - отражено списание павильонов с забалансового учета после реализации мероприятий, предусмотренных актом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Оформление и отражение в учете учреждения ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, к примеру:
- Положение, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение" Теучежского района Республики Адыгея от 01.02.2017 N 30;
- Положение, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение" Теучежского района Республики Адыгея от 01.02.2017 N 29;
- Положение, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Теучежский район" Республики Адыгея от 29 декабря 2016 г. N 19.
*(2) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня - каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (подп. "г" п. 6 Положения N 834).
*(3) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х, то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.