Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация в 2008 году создала МУП. В качестве взноса в уставный фонд администрацией были перечислены денежные средства в сумме 150 000 руб. и внесены основные средства в сумме 942 452 руб., что отражено по дебету счета 1 204 32. За весь период пришли в негодность три объекта основных средств (насосы в количестве трех штук на сумму 47 700 руб.), которые необходимо списать. Как отразить списание основных средств из уставного фонда в бюджетном учете у учредителя (в администрации)?

Администрация в 2008 году создала МУП. В качестве взноса в уставный фонд администрацией были перечислены денежные средства в сумме 150 000 руб. и внесены основные средства в сумме 942 452 руб., что отражено по дебету счета 1 204 32. За весь период пришли в негодность три объекта основных средств (насосы в количестве трех штук на сумму 47 700 руб.), которые необходимо списать. Как отразить списание основных средств из уставного фонда в бюджетном учете у учредителя (в администрации)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете администрации корректировку показателя на счете 1 204 32 000 при списании основных средств с баланса МУП можно отразить по дебету счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту счета 1 204 32 630 "Уменьшение участия в государственных (муниципальных) предприятиях".

Обоснование вывода:
Органы местного самоуправления при реализации своих полномочий вправе принимать участие в государственных (муниципальных) предприятиях (учреждениях) (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, далее - Закон N 161-ФЗ).
Уставным фондом муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Исходя из положений п. 2 ст. 12 Закона N 161-ФЗ уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Полученное имущество МУП находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пп. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Вместе с тем обратим внимание, что в рамках подготовки данного ответа нами не рассматривалась правомерность уменьшения уставного фонда вследствие списания основных средств с балансового учета МУП. Ведь само по себе прекращение прав унитарного предприятия на какое-либо имущество, за счет которого был сформирован уставный фонд этого предприятия, как правило, не влечет за собой уменьшения уставного фонда. Случаи, в которых собственник имущества МУП обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия, определяются ст. 15 Закона N 161-ФЗ. Причем в число данных случаев не входит выбытие из хозяйственного ведения предприятия имущества, переданного при формировании его уставного фонда.
Если же органом местного самоуправления будет установлено, что списание имущества в учете МУП приводит к уменьшению уставного фонда, то отметим следующее.
Бюджетный учет администрацией ведется в соответствии с требованиями Инструкций NN 157н и 162н. Для целей бюджетного учета вложений в уставный фонд унитарного предприятия применяется счет 1 204 32 000 "Участие в государственных (муниципальных) предприятиях" (п. 73 Инструкции N 162н).
Уменьшение объема финансовых вложений, в том числе в уставные фонды МУП, согласно регистрационным (уставным) документам отражается в корреспонденции со счетом 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 74 Инструкции N 162н, смотрите также подп. "е" подп. 3.1 п. 3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291, подп. "е" подп. 3.1 п. 3 письма Минфина России N 02-06-07/103995, Федерального казначейства N 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019). При этом уменьшение объема финансовых вложений (в том числе в уставные фонды государственных унитарных предприятий) согласно регистрационным (уставным) документам в 2021 году отражается по КБК 1 11 09000 00 0000 120 "Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" (приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н).
Поскольку в результате уменьшения уставного капитала происходит уточнение показателей счета 1 204 32 000, применение счета 1 401 10 172 при уменьшении объема финансовых вложений в уставные фонды по результатам их деятельности вполне обоснованно (письмо Минфина России от 16.10.2019 N 02-05-10/79728, подп. "е" п. 3.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291).
Таким образом, в бюджетном учете администрации рассматриваемая в вопросе хозяйственная ситуация может быть оформлена следующей корреспонденцией счетов:
Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 204 32 630
- отражено списание вложений в уставный фонд при списании ОС с баланса МУП на сумму 47 700 руб.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

23 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.