Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере У казенного учреждения (ответчик) в здании находятся на праве оперативного управления нежилые помещения. В этом же здании находится бюджетное учреждение (истец). В 2020 году истец проводил работы по опрессовке системы отопления для подготовки к отопительному сезону. Истец направлял в адрес ответчика договор о возмещении расходов и счета. Казенное учреждение их не подписывало. В 2021 году бюджетное учреждение обратилось в суд, по решению которого в пользу истца с казенного учреждения взыскивается сумма неосновательного обогащения. По каким КВР и КОСГУ казенному учреждению отразить данные расходы?

У казенного учреждения (ответчик) в здании находятся на праве оперативного управления нежилые помещения. В этом же здании находится бюджетное учреждение (истец). В 2020 году истец проводил работы по опрессовке системы отопления для подготовки к отопительному сезону. Истец направлял в адрес ответчика договор о возмещении расходов и счета. Казенное учреждение их не подписывало. В 2021 году бюджетное учреждение обратилось в суд, по решению которого в пользу истца с казенного учреждения взыскивается сумма неосновательного обогащения. По каким КВР и КОСГУ казенному учреждению отразить данные расходы?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оплате неосновательного обогащения, которое заключается во взыскании части стоимости работ по содержанию общего имущества, могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что по общему правилу бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ). Собственник, передав имущество в оперативное управление учреждению, возлагает на последнее и обязанности по содержанию такого имущества. Таким образом, в приведенной ситуации обязанности по содержанию здания вполне обоснованно может нести каждое из учреждений, за которыми на праве оперативного управления закреплены помещения в таком здании.
Действующее законодательство не содержит какого-либо исчерпывающего перечня (состава) расходов по содержанию имущества. К таким расходам могут быть отнесены любые затраты, понесенные с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объектов имущества, обслуживания и ремонта этих объектов. Полагаем, к числу таких расходов можно отнести расходы, связанные с опрессовкой системы отопления.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Аналогичное правило относительно нежилых зданий в законодательстве отсутствует. Но по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения (смотрите п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64, далее - Постановление N 64).
Следовательно, система отопления здания является имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений, находящихся в этом здании (п. 2 Постановления N 64).
Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Это положение применимо и к отношениям между собственниками помещений в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в этом здании. Кроме того, к таким правоотношениям в силу аналогии закона применяются правила жилищного законодательства, определяющие компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядок и правовые последствия его проведения (п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, п. 1 Постановления N 64).
Как правило, на практике учреждения самостоятельно заключают контракты/договоры об оказании услуг по содержанию имущества. Однако нередко договор о содержании общего имущества заключается одним из учреждений с последующей компенсацией расходов другими учреждениями. Отсутствие заключенного договора между двумя учреждениями, как мы полагаем, не освобождает казенное учреждение, у которого часть нежилых помещений находится на праве оперативного управления, от обязанности нести затраты на содержание общего имущества, включая подготовку системы отопления к отопительному сезону.
При выборе кода вида расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетные учреждения должны руководствоваться Порядком N 85н и Порядком N 209н соответственно. При этом выбор кода вида расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от экономического содержания хозяйственной операции.
В рассматриваемом случае с казенного учреждения взыскивается сумма неосновательного обогащения, которая по своей сути является возмещением части стоимости работ по опрессовке системы отопления, которые были в полном объеме оплачены бюджетным учреждением, то есть взыскание кредиторской задолженности по суду.
Исходя из экономического содержания хозяйственной операции, данные расходы непосредственно связаны с содержанием общего имущества.
Расходы по оплате договоров о выполнении работ, оказании услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, находящихся на праве оперативного управления, относятся на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н) в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н).
Возмещение части расходов, связанных с содержанием имущества, используемого одновременно двумя учреждениями, может быть отражено в учете с применением того кода вида расходов и подстатьи КОСГУ, которая применялась бы учреждением при оплате таких расходов напрямую исполнителю.
Таким образом, по нашему мнению, оплата бюджетному учреждению неосновательного обогащения, которое заключается во взыскании части стоимости работ по содержанию общего имущества, может быть отражено по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

1 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.