Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственное бюджетное учреждение планирует объявить конкурс на установку забора, с демонтажем старого забора. Старый забор на балансе не состоит как отдельный объект, также нет информации о том, что он включен в состав здания. Установка нового забора - в связи с предписанием по результатам проверки ФСБ, так как учреждение режимное. Планируется заключение единого договора на установку забора, с демонтажем старого забора. При этом новый забор планируется учитывать как отдельный объект. Есть ли основания для применения КВР 407 в рассматриваемой ситуации? На какие КВР и КОСГУ отнести расходы? Как отразить операции в учете?

Государственное бюджетное учреждение планирует объявить конкурс на установку забора, с демонтажем старого забора. Старый забор на балансе не состоит как отдельный объект, также нет информации о том, что он включен в состав здания. Установка нового забора - в связи с предписанием по результатам проверки ФСБ, так как учреждение режимное. Планируется заключение единого договора на установку забора, с демонтажем старого забора. При этом новый забор планируется учитывать как отдельный объект. Есть ли основания для применения КВР 407 в рассматриваемой ситуации? На какие КВР и КОСГУ отнести расходы? Как отразить операции в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие решения об отнесении забора к самостоятельному объекту недвижимости или к объекту иного движимого имущества относится к компетенции уполномоченных должностных лиц учреждения, которые обладают полной информацией в целях вынесения профессионального суждения по данному вопросу.
На элемент вида расхода 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" в увязке с подстатьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" могут быть отнесены расходы на установку забора в рамках единого контракта, если уполномоченными должностными лицами учреждения будет принято решение об отнесении забора к самостоятельному объекту недвижимости.
В случае, если забор не будет признан объектом недвижимости, то расходы в рамках единого контракта на его создание правомерно отражать по элементу видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 310 "Увеличение стоимости основных средств".

Обоснование вывода:
При определении соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ учреждения руководствуются Порядком N 209н, а при выборе кодов видов расходов - Порядком N 85н.
В соответствии с п. 3 Порядка N 209н расходы относятся на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ исходя из их экономического содержания.
Положениями п. 11.1 Порядка N 209н прямо предусмотрено, что на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы по оплате контрактов не только на приобретение объектов, отвечающих критериям признания объектов основных средств, но и контрактов на строительство или изготовление объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию указанных объектов.
В то же время согласно п. 10.2.8 на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, которые относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств.
При этом исходя из разъяснений специалистов финансового ведомства применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ обосновано в том случае, если первоначальная стоимость объекта формируется из разнородных расходов, осуществленных учреждением в рамках нескольких различных контрактов (смотрите, например, раздел III Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62483). Поэтому применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ актуально при исполнении нескольких контрактов, целью которых также будет формирование одного объекта основных средств.
Порядок N 85н также ставит определение элемента кода видов расходов в зависимость от экономического содержания хозяйственной операции.
Так, по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" отражаются расходы бюджетных учреждений по осуществлению капитальных вложений (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства) в объекты капитального строительства (подп. 48.4.2 п. 48 Порядка N 85н). А по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (подп. 48.2.4.4 п. 48 Порядка N 85н).
В рассматриваемом нами случае с целью применения того или иного вида расхода прежде всего необходимо определить, будет ли забор являться объектом недвижимости.
При этом к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ст. 130, 131 ГК РФ).
Однако какого-либо исчерпывающего перечня разновидностей такого рода недвижимых вещей или формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к недвижимости законодательство не устанавливает. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного искусственно созданного и прочно связанного с землей объекта во многом зависит от фактических обстоятельств дела, характеристик конкретного объекта, его функционального назначения, обстоятельств его создания и т.п.
Кроме того, в силу норм Градостроительного кодекса для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому вопрос о том, будет ли объект относиться к недвижимому имуществу, должен решаться на стадии разработки проектной документации, получения разрешительных документов на его создание (смотрите также письмо Минфина России от 13.11.2019 N 03-05-05-01/87416).
Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что ограждения (заборы) не относятся к объектам капитального строительства (письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/7651), не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельным объектом гражданского оборота (решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 по делу N А76-38892/2019, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2018 по делу N А07-667/2018).
Таким образом, в случае если уполномоченными должностными лицами учреждения, обладающими полной информацией в целях вынесения профессионального суждения по данному вопросу, в том числе с учетом требований, изложенных в предписании уполномоченного органа, будет принято решение об отнесении забора к самостоятельному объекту недвижимости, то такой объект подлежит постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации в установленном порядке (ст. 28 Федерального закона N 218-ФЗ, ст. 131 ГК РФ), соответственно, оплата расходов, формирующих их первоначальную стоимость, производится с применением элемента кода вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" (подп. 48.4.2 п. 48 Порядка N 85н).
В случае, если объект - забор не будет признан объектом недвижимости, то расходы на его сооружение правомерно отражать по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (подп. 48.2.4.4 п. 48 Порядка N 85н).
То есть окончательное решение о порядке применения бюджетной классификации, элементов вида расходов и статей (подстатей) КОСГУ в рассматриваемой ситуации в компетенции должностных лиц учреждения.
Для учета учреждениями операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с новым строительством, используется счет 0 106 01 000 "Вложения в основные средства". Объект принимается к учету по его первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с разделом IV СГС "Основные средства". При этом в сумму фактически произведенных капитальных вложений в объект основных средств могут включаться следующие расходы (п. 15 СГС "Основные средства"):
- любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации;
- суммы затрат на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известные на момент принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету.
Таким образом, принятие к учету забора как отдельного объекта основных средств отражается следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 302 31 73Х
- отражена сумма фактических вложений при установке ограждения (абзац 8 п. 128 Инструкции N 174н);
2. Дебет 0 101 Х2 310 Кредит 0 106 Х1 310
- принят к учету забор по стоимости сформированных вложений (абзац 1 п. 53, абзац 4 п. 9 Инструкции N 174н).

Рекомендуем также ознакомиться материалом:
- На каком счете учитывать заборы и ограждения? (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

28 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.