Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение высшего образования при расторжении договора о целевом обучении (ординатор прервал обучение) на основании постановления Правительства от 13.10.2020 N 1681 начисляет штраф в размере затрат бюджетных ассигнований федерального бюджета за фактическое обучение. Какими корреспонденциями счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения, а также с применением каких КВР и КОСГУ отразить начисление данного штрафа?

Бюджетное учреждение высшего образования при расторжении договора о целевом обучении (ординатор прервал обучение) на основании постановления Правительства от 13.10.2020 N 1681 начисляет штраф в размере затрат бюджетных ассигнований федерального бюджета за фактическое обучение. Какими корреспонденциями счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения, а также с применением каких КВР и КОСГУ отразить начисление данного штрафа?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступления в виде штрафа, предусмотренного постановлением Правительства от 13.10.2020 N 1681, по сути представляют собой компенсацию затрат образовательного учреждения и могут быть отражены с применением счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (далее - Положение).
Пунктом 58 Положения предусмотрено, что в случае если гражданин не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе. Иными словами, в рассматриваемой ситуации штраф представляет собой компенсацию, размер которой определяется исходя из нормативных затрат, используемых при определение размера субсидии на задание. При этом подобный алгоритм расчета позволяет применять единообразный подход, поскольку фактические затраты на обучение могут сильно различаться.
Само по себе наименование штрафом санкции, предусмотренной для граждан в связи с несоблюдением ими условий договора о целевом обучении, в данном случае однозначно не указывает на необходимость применения соответствующих кодов бюджетной классификации, в частности, АнКВД 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба". Вместе с тем порядок применения соответствующих кодов доходов бюджета в подобных ситуациях нормативно не урегулирован. Дело в том, что в настоящее время ни положения Порядков N 209н и 85н, ни положения Инструкции N 174н однозначно не позволяют разграничить доходы от компенсации затрат, относящихся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ, от доходов в виде возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений), относящихся на статью 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов, в тех случаях, когда речь идет о возмещении ранее понесенных учреждением расходов в силу тех или иных обстоятельств.
Согласно п. 12.1.4 Порядка N 85н с применением аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" отражаются поступления в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, а также возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации. По мнению специалистов финансового ведомства, наличие ущерба должно определяться по критериям, аналогичным указанным в ч. 2 ст. 15 ГК РФ в отношении убытков (п. 2 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065). В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При этом несмотря на употребляемые формулировки, в том случае, когда речь идет о причинении ущерба, возместить который предполагается путем взыскания компенсации затрат, подлежит отражению в бухгалтерском учете на счете 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-06-10/8816).
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации поступления в виде штрафа, предусмотренного постановлением Правительства от 13.10.2020 N 1681, могут быть отражены с применением счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ. При этом операции по начислению доходов в виде компенсации затрат отражаются в качестве собственных доходов учреждения (по КФО 2) независимо от источника финансового обеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие выплаты (смотрите также письмо Минфина РФ от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с положениями Инструкции N 174н в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 34 567 Кредит 2 401 10 134 (2 401 40 134)
- начисление задолженности по израсходованным суммам на обучение (компенсация затрат учреждения) при предъявлении требования к ординатору;
2. Дебет 4 401 40 134 Кредит 4 401 10 134
- отражено признание доходов будущих периодов доходами текущего финансового года (при необходимости);
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 667,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
- отражено поступление на лицевой счет денежных средств от ординатора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

23 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.