Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение в текущем году заключило контракт на монтаж автоматических ворот, который был оплачен по подстатье 226 КОСГУ. Нужно ли ставить на учет автоматические ворота? Как это сделать, учитывая, что изменить КОСГУ уже невозможно (был проведен аукцион).

Бюджетное учреждение в текущем году заключило контракт на монтаж автоматических ворот, который был оплачен по подстатье 226 КОСГУ. Нужно ли ставить на учет автоматические ворота? Как это сделать, учитывая, что изменить КОСГУ уже невозможно (был проведен аукцион).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации можно говорить о нарушении, допущенном учреждением при выборе статьи (подстатьи) КОСГУ для отражения расходов. Однако учитывая, что ошибка допущена в текущем году и отчетность за него еще не сформирована, у учреждения есть возможность ее исправить путем проведения уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на тот или иной код КОСГУ организации государственной сферы должны руководствоваться Порядком N 209н. Код КОСГУ определяется исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н). Согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В свою очередь, к подстатьям статей группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ относятся операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов (основные средства, материальные запасы) (п. 11 Порядка N 209н).
По нашему мнению, автоматические ворота соответствуют критериям отнесения их в состав нефинансовых активов. В частности, это позиция подтверждается Переходным ключом между ОК 013-94 и ОК 013-2014, в соответствии с которым ворота относятся к ОКОФ 220.25.11.23.140 "Сооружения в виде металлических конструкций". Кроме того, автоматические ворота могут являться частью ограждения, при этом согласно Введению к ОКОФ ограждение является самостоятельным объектом. Таким образом, в зависимости от ситуации и решения должностных лиц учреждения автоматические ворота могут являться как самостоятельным инвентарным объектом, так и учитываться в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое*(1). Следовательно, оплату расходов на монтаж автоматических ворот следовало отражать с использованием подстатей статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации расходы учреждения отражены с использованием подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, даже если учреждением будут приняты к учету ворота в состав основных средств, факт нарушения порядка выбора кода КОСГУ будет не исправлен.
В то же время с 1 января 2016 года коды КОСГУ не применяются в целях планирования и исполнения бюджетов согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ. Соответственно, ошибки в применении КОСГУ могут быть зафиксированы в ходе контрольных мероприятий в качестве финансовых нарушений, однако о нецелевом расходовании средств речи уже идти не может. Также на это указывает и судебная практика: нарушение порядка применения кодов КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств, так как указанные коды используются исключительно в целях отражения операций в учете и отчетности организаций госсектора и не определяют целевой характер расходов (смотрите, в частности, решение Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2019 по делу N А51-12164/2019).
При этом если до конца года ошибка, связанная с неверным выбором кода КОСГУ будет не исправлена, тогда эта ошибка также найдет свое отражение и в годовой отчетности учреждения, а это уже может рассматриваться органами контроля как нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (ст. 15.15.6 КоАП). Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности*(2).
В заключении отметим, что основанием для уточнения в течение текущего финансового года кодов по бюджетной классификации, по которым операции были отражены на соответствующем лицевом счете учреждения, является Уведомление об уточнении операций клиента*(3) (КФД 0531852) (п. 16 Порядка N 21н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

13 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале: Вопрос: По какой статье КОСГУ бюджетному учреждению отразить работы по изготовлению и монтажу ограждения и въездных ворот? Можно ли их учитывать как самостоятельный объект основных средств?
*(2) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Административная ответственность за нарушения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности для организаций бюджетной сферы (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
*(3) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Учет операций по уточнению кодов бюджетной классификации.