Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономному учреждению передан в оперативное управление туалетный модуль-павильон (бывший в употреблении в другой организации с нулевой остаточной стоимостью). Данный туалетный модуль-павильон установлен в парке. Для его дальнейшей эксплуатации необходимо подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. Локальным сметным расчетом предусмотрены прокладка трубопроводов и устройство колодцев, условий о передаче на баланс учреждению созданных сетей договором не предусмотрено. По каким КВР и КОСГУ отразить расходы по подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения туалетного модуля-павильона, установленного в парке?

Автономному учреждению передан в оперативное управление туалетный модуль-павильон (бывший в употреблении в другой организации с нулевой остаточной стоимостью). Данный туалетный модуль-павильон установлен в парке. Для его дальнейшей эксплуатации необходимо подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. Локальным сметным расчетом предусмотрены прокладка трубопроводов и устройство колодцев, условий о передаче на баланс учреждению созданных сетей договором не предусмотрено. По каким КВР и КОСГУ отразить расходы по подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения туалетного модуля-павильона, установленного в парке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы автономного учреждения на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения туалетного модуля-павильона могут быть отражены с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды видов расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения Порядка N 85н и Порядка N 209н, исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 48 Порядка N 85н, п. 3 Порядка N 209н).
Очевидно, что экономическое содержание конкретных расходов должно определяться на основании объективных критериев, которые позволяли бы оценивать хозяйственные операции с одинаковых позиций как сотрудникам госучреждений, так и специалистам органов финансового контроля, иных заинтересованных органов.
В настоящее время при оценке экономического содержания большинства расходов принято прежде всего исходить из предмета конкретного договора (контракта).
В рассматриваемой ситуации предметом договора является подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения туалетного модуля-павильона.
Согласно прямой норме п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
В соответствии с абзацем 7 п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. При квалификации осуществляемых работ в учреждении могут быть учтены в том числе положения Общероссийского классификатора ОК 013-2014, принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ). Согласно Введению в ОКОФ в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя сеть водопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием. При этом здание или сооружения не обязательно однозначно будет являться объектом недвижимого имущества. Подведение к строению стационарных коммуникаций не является основополагающим критерием для отнесения объекта к недвижимому имуществу - наличие таких коммуникаций является одним из признаков объекта недвижимости, но может применяться лишь в совокупности с другими признаками. Судебные инстанции указывают на то, что само по себе подведение инженерных коммуникаций (водопровод, электричество, отопление) к объекту движимого имущества не служит характерным признаком прочной связи объекта с землей и невозможности перемещения его без причинения ему несоразмерного ущерба (смотрите, в частности, постановление Восемнадцатого ААС от 14.01.2016 N 18АП-15791/15).
Водопроводные устройства, а также устройства водоотведения включаются в состав зданий (сооружений) начиная от вводного вентиля или тройника у зданий (сооружений), или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода. Как видим, сети, находящиеся за пределами здания, сооружения (наружные сети), не входят в состав основного средства "здание (сооружение)" (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2011 N А60-46204/2010).
Таким образом, они могут быть приняты к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов, в соответствии с ОКОФ относящихся к сооружениям. Однако принять к учету такое сооружение бюджетное учреждение может только в случае, когда согласно акту балансовой принадлежности подведенная сеть водопровода находится в границах балансовой принадлежности учреждения (п. 2, 31 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства России от 29.07.2013 N 644), то есть в том случае, если имущество будет соответствовать понятию "актив".
Поскольку подведенная сеть учреждению не передается, то, по нашему мнению, оснований для отражения в учете поступления нового инвентарного объекта у автономного учреждения нет.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в зависимости от конкретных обстоятельств и на основании профессионального суждения должностных лиц учреждения могут применяться различные статьи (подстатьи) КОСГУ.
В рассматриваемом случае учреждение заключает договор со сторонней организацией на присоединение модульного туалета к сетям централизованного водоснабжения и водоотведения. Согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н расходы на оплату работ по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
По общему правилу понятие "сети инженерно-технического обеспечения" применяется по отношению к системам тепловодоснабжения и водоотведения (смотрите, в частности, Раздел 2 "Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403).
В то же время расходы на технологическое присоединение поименованы также в п. 10.2.8 Порядка N 209н, то есть относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Однако данная подстатья в большинстве своем применяется в том случае, когда речь идет о технологическом присоединении вновь создаваемого объекта в целях ввода его в эксплуатацию, осуществляемого при строительстве в рамках отдельного договора, то есть при создании объекта капитального строительства (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 03.07.2015 N 02-05-11/38564). При этом специалисты финансового ведомства прямо указывают, что работы и услуги для целей капитальных вложений (228 КОСГУ) по своему экономическому смыслу могут быть аналогичны работам и услугам, включенным в текущие расходы (226 КОСГУ) (письмо Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210).
Таким образом, по нашему мнению, расходы автономного учреждения на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения туалетного модуля-павильона могут быть отражены с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

27 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.