Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В одном здании находятся два учреждения. Бюджетное учреждение заключило с другим учреждением договор о возмещение затрат на теплоснабжение через ее присоединительную сеть. В этом договоре бюджетное учреждение выступает в качестве субабонента, а учреждение, передающее через свою присоединительную сеть тепло на основании заключенного с поставщиком договора (Мосэнерго), - абонентом. Абонент выставляет счета, в которых указано: "возмещение расходов субабонентом за передачу тепловой энергии". У абонента имеется счетчик по зданию в целом. У субабонента свой собственный счетчик. Счет на возмещение выставляется, исходя из фактически израсходованной субабонентом (бюджетным учреждением) тепловой энергии. По какой подстатье КВР (244 или 247) следует отражать расходы бюджетного учреждения на возмещение сумм за передачу тепловой энергии абоненту?

В одном здании находятся два учреждения. Бюджетное учреждение заключило с другим учреждением договор о возмещение затрат на теплоснабжение через ее присоединительную сеть. В этом договоре бюджетное учреждение выступает в качестве субабонента, а учреждение, передающее через свою присоединительную сеть тепло на основании заключенного с поставщиком договора (Мосэнерго), - абонентом. Абонент выставляет счета, в которых указано: "возмещение расходов субабонентом за передачу тепловой энергии". У абонента имеется счетчик по зданию в целом. У субабонента свой собственный счетчик. Счет на возмещение выставляется, исходя из фактически израсходованной субабонентом (бюджетным учреждением) тепловой энергии. По какой подстатье КВР (244 или 247) следует отражать расходы бюджетного учреждения на возмещение сумм за передачу тепловой энергии абоненту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение элемента вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов" или 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" будет зависеть от квалификации заключенного договора должностными лицами учреждения в качестве договора поставки теплоснабжения и отношений абонента и субабонента или в качестве договора возмещения коммунальных услуг соответственно.

Обоснование вывода:
Применение соответствующего кода бюджетной классификации - кода вида расхода (далее - КВР) регулируется Порядком N 85н, согласно которому в редакции приказа Минфина РФ N 98н с 2021 года применяется новый элемент вида расхода 247 "Закупка энергетических ресурсов".
Исходя из положений п. 48.2.4.6 Порядка N 85н по КВР 247 отражаются расходы бюджетных учреждений на оплату:
- потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения;
- услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при наличии).
В рассматриваемой ситуации стороннее учреждение (абонент) по договору разрешает бюджетному учреждению (субабоненту) подключиться к своим теплосетям и использовать тепловую энергию, получаемую абонентом от поставщика - Мосэнерго, а учреждение оплачивает фактически потребленную из сети абонента тепловую энергию.
Действующее законодательство не содержит норм, позволяющих однозначным образом квалифицировать указанные в вопросе отношения в качестве исполнения договора поставки теплоснабжения или возмещения расходов сторонней организации.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом в соответствии со ст. 545 ГК РФ при наличии согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту).
Исходя из приведенных норм гражданского законодательства, данными положениями регулируются отношения, связанные с передачей энергии, которые возникают между абонентом и субабонентом при наличии у субабонента собственного энергопринимающего устройства, технологически присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации в том случае, когда услуги по передаче энергии оказываются на основании отдельного договора) через принадлежащее абоненту оборудование (электрические сети, траснформаторные подстанции и т.д.). На это указывает также и судебная практика (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2012 N Ф07-2082/12, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2012 N Ф05-3155/12, постановление ФАС Поволжского округа от 13.04.2010 по делу N А65-24330/2009, постановление ФАС Центрального округа от 17.03.2008 N А48-3605/07-18).
Учитывая вышеизложенное, для решения применения конкретного элемента вида расходов в рамках данного вопроса должностным лицам бюджетного учреждения (юристам и техническим специалистам) необходимо квалифицировать возникшие отношения в качестве договора поставки и осуществления расчетов между субабонентом и абонентом или возмещения услуг.
Если будет принято решение, что данный договор является договором поставки теплоснабжения, то в соответствии с п. 48.2.4.6 Порядка N 85н такие расходы отражаются по КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов".
Если принято решение, что отношения возникают в рамках договора возмещения стоимости коммунальных услуг, то, так как перечень расходов, учитываемых по КВР 247, закрытый и не может использоваться для отражения расходов, не поименованных в нем (смотрите также письма Минфина России от 27.08.2020 N 02-05-10/75430, от 03.09.2020 N 02-05-10/79715), расходы бюджетного учреждения должны быть отражены по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

18 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.