Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация муниципального образования заключила три договора. Это договоры о: - поставке и установке качелей, лавочек и урн на детской площадке; - поставке и установке спортивного комплекса; - выполнении работ по устройству покрытия. Установка оборудования и работы по устройству покрытия производятся на одной территории - детской площадке. Объект "детская площадка" нужно принять к учету в качестве единого комплекса или в качестве отдельных инвентарных объектов (качели, спортивный комплекс и услуги/работы по устройству покрытия)?

Администрация муниципального образования заключила три договора. Это договоры о: - поставке и установке качелей, лавочек и урн на детской площадке; - поставке и установке спортивного комплекса; - выполнении работ по устройству покрытия. Установка оборудования и работы по устройству покрытия производятся на одной территории - детской площадке. Объект "детская площадка" нужно принять к учету в качестве единого комплекса или в качестве отдельных инвентарных объектов (качели, спортивный комплекс и услуги/работы по устройству покрытия)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о принятии объекта "детская площадка" в качестве единого комплекса или в качестве отдельных инвентарных объектов принимает комиссия по поступлению и выбытию активов с учетом технических характеристик, а также основываясь на положения учетной политики.

Обоснование вывода:
Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н, п. 9 Стандарта "Основные средства"). Вопрос о принятии к учету закупаемых по разным договорам материальных ценностей в качестве основных средств, в том числе об отнесении их к одному или нескольким инвентарным объектам, находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - Комиссия). При принятии решения члены Комиссии должны руководствоваться положениями пп. 39, 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", положением учетной политики учреждения в части возможности объединения комплекса объектов основных средств в один инвентарный объект (п. 34 Инструкции N 157н).
Согласно п. 10 Стандарта "Основные средства" объектом основных средств признается:
- объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комиссия учреждения должна проанализировать функциональные назначения и направления использования закупаемых объектов (качелей, лавочек, спортивного комплекса и т.д.), и определить возможность самостоятельной эксплуатации каждого объекта, а также срок его использования (например, спортивное оборудование допустимо перенести на другую площадку, срок службы качелей и устанавливаемых лавочек и урн не сопоставим, предполагается в дальнейшем дооснащать площадку иным оборудованием).
Полагаем, что Комиссией может быть принято решение об учете детской площадки в качестве единого инвентарного объекта, состоящего из покрытия, качелей, спортивного оборудования и т.д., как комплекса конструктивно сочлененных предметов, если указанное оборудование будет выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 10 Стандарта "Основные средства"). Принятие к учету оборудования в качестве отдельных инвентарных объектов может быть обоснованным в случае, если данные объекты предназначены для выполнения определенных самостоятельных функций и имеют различный срок полезного использования, а стоимость их комплектующих значительна (п. 10 Стандарта "Основные средства"). От принятого Комиссией решения об отражении в учете единого комплекса или нескольких самостоятельных инвентарных объектов будет зависеть порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств.
Следует отметить, что детская площадка определяется как специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие для детской игровой площадки (п. 2.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33602-2015 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Термины и определения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.05.2016 N 326-ст). Согласно Введению Общероссийского классификатора основных фондов, принятого приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ), определена норма для сооружений, не относящихся к обрабатывающим производствам, таких как спортивные сооружения; разного рода аттракционы; сооружения спортивных и детских площадок... отражения их в учете как сооружение, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью. На это обращают внимание и специалисты финансового ведомства, например, в письме Минфина РФ от 23.09.2020 N 02-07-10/83511. Таким образом, детская площадка может быть принята к учету как единый инвентарный объект, а покрытие на детской площадке можно включить в состав этого объекта при формировании его первоначальной стоимости (письмо Минфина России от 21.01.2016 N 02-05-11/2535). По своему экономическому содержанию объекту учета "детская площадка" может быть присвоен код из группы 220.42.99.12 "Сооружения для занятий спортом и отдыха", например код 220.42.99.12.124 "Территории парковые и парки для отдыха" ОКОФ.
В то же время если Комиссией будет установлено, что в рамках рассматриваемых договоров приобретается имущество, имеющее разный (несопоставимый) срок службы или объекты могут переустанавливаться на другие площадки, то приобретенное имущество может быть учтено как отдельные инвентарные объекты. При этом игровое оборудование (качели, спортивный комплекс) может быть представлено в виде разрозненных объектов или целых игровых комплексов, сочетающих в себе несколько снарядов, скрепленных между собой. В этом случае, по нашему мнению, закупленное оборудование можно отнести к следующим кодам ОКОФ: игровое оборудование - 330.32.30.15 "Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе"; оборудование для благоустройства (урны, скамейки) - 330.28.99.39.190 "Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки". А вот выполнение работ по устройству покрытия в этом случае следует рассматривать или как работы по благоустройству территории, или в качестве реконструкции (модернизации) ранее созданной площадки*(1). Работы по благоустройству по решению Комиссии учреждения могут быть отнесены на расходы учреждения, если в результате данных работ не будут созданы объекты, отвечающие признакам их отнесения к объектам основных средств (письмо Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244). Напоминаем, что квалификация произведенных работ в качестве реконструкции (модернизации) или благоустройства не относится к компетенции бухгалтерской службы. Решение об учете результата ряда работ может быть принято только соответствующими техническими специалистами. Как правило, такое решение оформляется протоколом, подписанным членами профильной комиссии и утвержденным руководителем учреждения (иным уполномоченным лицом).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

18 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, существует судебная практика в отношении покрытий автостоянки. Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для стоянки автомобилей, не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка и является лишь элементом благоустройства участка (постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.03.2019 N Ф04-634/19 по делу N А81-7480/2017, постановление АС Уральского округа от 28.05.2018 N Ф09-2717/18 по делу N А07-21662/2017).