Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере При строительстве спортивного комплекса (ввод в эксплуатацию в 2010 году) была установлена система видеонаблюдения. Данный объект был передан безвозмездно в казну субъекта РФ и далее закреплен на праве оперативного управления за бюджетным учреждением. Объект передан в муниципальное учреждение из министерства без подробного описания в инвентарной карточке (то есть было передано только здание). Согласно учетной политике бюджетного учреждения единые функционирующие системы учитываются в качестве самостоятельных инвентарных объектов. Стоимость системы видеонаблюдения неизвестна. Информация о ней не отражена в инвентарной карточке здания. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в 2021 году поставить на баланс систему видеонаблюдения? По какой стоимости и какими документами необходимо оформить постановку на баланс?

При строительстве спортивного комплекса (ввод в эксплуатацию в 2010 году) была установлена система видеонаблюдения. Данный объект был передан безвозмездно в казну субъекта РФ и далее закреплен на праве оперативного управления за бюджетным учреждением. Объект передан в муниципальное учреждение из министерства без подробного описания в инвентарной карточке (то есть было передано только здание). Согласно учетной политике бюджетного учреждения единые функционирующие системы учитываются в качестве самостоятельных инвентарных объектов. Стоимость системы видеонаблюдения неизвестна. Информация о ней не отражена в инвентарной карточке здания. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в 2021 году поставить на баланс систему видеонаблюдения? По какой стоимости и какими документами необходимо оформить постановку на баланс?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии в документах, оформленных при приеме-передаче объекта недвижимости передающей стороной, информации о передаче системы видеонаблюдения либо о затратах на ее создание правовые основания для принятия такой системы к учету у бюджетного учреждения отсутствуют.
Информация о наличии системы видеонаблюдения, смонтированной в здании, должна найти отражение в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на здание, закрепленное на праве оперативного управления за бюджетным учреждением.

Обоснование вывода:
Материальные объекты в 2010 году принимались к бюджетному учету в качестве основных средств, при соблюдении критериев, установленных Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).
В соответствии с положениями п. 11 N 148н, объекты нефинансовых активов принимались к бюджетному учету по их первоначальной стоимости, которой признавалась сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств в объеме фактических затрат при приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении основных средств велось на счете 0 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства" (п. 73, п. 81 Инструкции N 148н). Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов в том числе являлись:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам.
Таким образом, если монтаж системы видеонаблюдения был произведен в рамках договоров по строительству объекта недвижимости, то затраты на монтаж такой системы вполне могли быть учтены при формировании первоначальной стоимости построенного объекта. Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете застройщика (заказчика) стоимость затрат на строительство объекта, предусмотренная сметным расчетом, включая стоимость расходов на монтаж систем, встроенных в здание, вполне обоснованно могла быть отражена в составе капитальных вложений в основные средства на счете 0 106 01 000 с последующим отражением на счете 0 101 00 в установленном порядке.
Отметим, что подобный подход полностью соответствовал и требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Так, объектом классификации подраздела ОКОФ "Здания (кроме жилых)" является каждое отдельно стоящее здание. В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. То есть коммуникации являются неотделимыми от здания объектами, которые не могут выполнять свои функции самостоятельно.
Специалисты финансового ведомства также указывали на возможность учета только отдельных устройств систем в качестве инвентарных объектов (смотрите, в частности, письма Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058, от 23.07.2010 N 02-06-10/2715). Вместе с тем любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Такие решения относятся к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Обратите внимание, что требование об учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов оконечного оборудования единых функционирующих систем, к числу которых относится система видеонаблюдения, предусмотрено редакцией п. 45 Инструкции N 157н, действующей начиная с 12.09.2015. При этом речь не идет о необходимости учета встроенных в здание систем в качестве отдельных инвентарных объектов, упоминается только оконечное оборудование таких систем, соответствующих критериям отнесения к основным средствам. В то же время обязанности вносить какие-либо исправления в бюджетном учете в случае, если система была смонтирована при строительстве здания и все затраты были включены непосредственно в первоначальную стоимость самого здания без выделения стоимости отдельных объектов, относящихся к оконечному оборудованию таких систем, нормативные акты не содержали раньше и не содержат в настоящее время.
Таким образом, учитывая, что в данном случае система видеонаблюдения была смонтирована в процессе проведения строительных работ самого объекта недвижимости, стоимость всех затрат вполне обоснованно могла быть учтена при формировании стоимости самого объекта недвижимости.
В соответствии с п. 21 приказа Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н принятие к бюджетному учету объектов основных средств осуществлялось по первоначальной стоимости, сформированной при их безвозмездном получении, то есть по стоимости, отраженной в передаточных документах. В настоящее время Стандарт "Основные средства", в частности п. 24, так же указывает на то, что объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации по документам, оформленным при приеме-передаче, учреждением получен только один объект - здание, то стоимость системы видеонаблюдения, вероятнее всего, была учтена в его первоначальной стоимости при строительстве. В рассматриваемой ситуации бюджетному учреждению на основании акта приема-передачи учредителем был передан объект недвижимого имущества. Иные объекты нефинансовых активов в указанном акте не отражались, передача их иными документами не осуществлялась. Отметим, что информация о встроенной в здании системе видеонаблюдения может быть отражена непосредственно в инвентарной карточке объекта недвижимости. В разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) приводится перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности на основании актов и прилагаемой технической документации. Отметим, что, как правило, в акте приема-передачи нефинансовых активов не указывается отдельно наличие системы видеонаблюдения. В соответствующем распоряжении о передаче имущества также может не быть такой информации. Это прежде всего связано с тем, что подобные системы являются его неотъемлемой частью и передаются в составе здания. Подобную информацию можно проверить, например, на основании анализа технической документации на здание.
Кроме того, принимающей стороне в подобной ситуации целесообразно запросить документы (заверенные копии документов), подтверждающие, что система была смонтирована при строительстве объекта и ее стоимость была учтена при формировании первоначальной стоимости самого здания.
Основанием для выделения из стоимости здания, то есть пересмотра первоначальной стоимости объектов недвижимости и принятия к учету системы видеонаблюдения как единого инвентарного объекта или ее оконечных устройств, на наш взгляд, может быть только информация передающей стороны о допущенной ошибке при формировании первоначальной стоимости переданного имущества при строительстве и оформление корректировочных документов, отражающих передачу помимо здания самой системы видеонаблюдения. Однако в этом случае необходимость передачи дополнительных объектов основных средств также должна быть зафиксирована в соответствующих распорядительных документах собственника имущества.
Также следует отметить, что наличие или отсутствие на балансе самостоятельного объекта основных средств в рассматриваемой ситуации не влияет на возможность заключения договора на техническое обслуживание системы видеонаблюдения. Это обусловлено тем, что фактически эта система установлена в здании и даже если она не учитывается как самостоятельный объект, то такие расходы можно рассматривать как расходы на оплату работ (услуг) по эксплуатации (содержанию) имущества (здания).
Таким образом, информация о наличии системы видеонаблюдения, смонтированной в здании, должна найти отражение в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на здание, закрепленное на праве оперативного управления за бюджетным учреждением.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

2 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.