Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению выделяют субсидию на иные цели (КФО "5") на разработку проектной документации на проведение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, в рамках которой должны быть выполнены работы по разработке проектной документации по капитальному ремонту здания (входная группа), включающую установку подъемника для инвалидов в рамках программы "Доступная среда". По какому КОСГУ и КВР оплачивать данные работы по разработке проектной документации по капитальному ремонту здания? Как в бухгалтерском учете отразить данные расходы: отнести на счет 106 или списать на расходы? Можно ли оставить расходы на конец года на 106 00, если выделение денег на капитальный ремонт в следующем году в плане финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрено?

Бюджетному учреждению выделяют субсидию на иные цели (КФО "5") на разработку проектной документации на проведение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, в рамках которой должны быть выполнены работы по разработке проектной документации по капитальному ремонту здания (входная группа), включающую установку подъемника для инвалидов в рамках программы "Доступная среда". По какому КОСГУ и КВР оплачивать данные работы по разработке проектной документации по капитальному ремонту здания? Как в бухгалтерском учете отразить данные расходы: отнести на счет 106 или списать на расходы? Можно ли оставить расходы на конец года на 106 00, если выделение денег на капитальный ремонт в следующем году в плане финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрено?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на разработку проектно-сметной документации могут быть отнесены на элемент вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
В случае, если подготовка проектной документации осуществляется в целях проведения капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (здания), то такие расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, с отнесением на финансовый результат текущего года.

Обоснование вывода:
Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения, в частности, на капитальный ремонт объекта (ст. 51 ГрК РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Вместе с тем изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации в сумме фактических произведенных капитальных вложений, формирующих балансовую стоимость объекта основных средств (п. 19 Стандарта "Основные средства"). В свою очередь, первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, включает любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств (п. 15 Стандарта "Основные средства").
Относить те или иные работы к реконструкции (достройке, дооборудованию) здания или нет - вопрос профессионального суждения соответствующих специалистов. При определении возможности отнесения конкретных видов работ к работам по капитальному ремонту или реконструкции (модернизации), в том числе в целях применения кодов бюджетной классификации и отражения соответствующих операций в учете, необходимо руководствоваться нормами пп. 14.2, 14.3 ст. 1 ГрК РФ, а также ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88).
Отличием модернизации и реконструкции от ремонта является то, что при проведении работ по модернизации и реконструкции, как правило, происходит повышение первоначальных показателей функционирования объекта основных средств (в данном случае здания), а при ремонте технико-экономические показатели объекта не меняются. По нашему мнению, ремонт входной группы и монтаж подъемника для инвалидов не всегда может рассматриваться в качестве работ по реконструкции (модернизации) объекта недвижимости, так как при осуществлении данных работ не обязательно происходит существенного изменения параметров здания, повышения технического уровня и экономических характеристик объекта. Следовательно, увеличивать балансовую стоимость здания на сумму данных работ нет оснований. Однако окончательное решение должно приниматься должностными лицами учреждения исходя из анализа проводимых работ, технических параметров и иных характеристик, определяющих степень изменения ремонтируемого объекта в части возможности отнесения таких работ либо к ремонтным, либо к работам, связанным с реконструкцией (модернизацией и т.п.) здания.
Как правило, если проектная и сметная документация разрабатывается в целях реконструкции (модернизации) уже имеющегося объекта, то затраты на ее разработку участвуют в формировании балансовой стоимости таких объектов.
Согласно п. 10.2.8 Порядка N 209н по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ следует отражать расходы, формирующие стоимость объектов нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, в частности, разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов. То есть по данной подстатье отражаются только те расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
Если же разработка проектной документации осуществляется в целях проведения капитального ремонта не в рамках реконструкции, модернизации, дооборудования объекта основного средства (здания), то такие расходы в соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Таким образом, если оказанные услуги (работы) осуществляются в рамках капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств (здания), то такие расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, с отнесением на финансовый результат текущего года.
В свою очередь, расходы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по капитальному ремонту относятся по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (п. 48.2.4.3 Порядка N 85н).
Учитывая, что разработка проектно-сметной документации фактически является неотъемлемой частью расходов на капитальный ремонт, считаем возможным отнести такие расходы по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (смотрите также письмо Минфина России от 17.11.2017 N 02-05-11/76247).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 5 401 20 226 Кредит 5 302 26 73Х
- отражены расходы на разработку проектно-сметной документации для целей капитального ремонта здания;
2. Дебет 5 302 26 83Х Кредит 5 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 243; КОСГУ 226) - отражена оплата за разработку документации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

16 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.