Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация в 2021 году заключила договор о строительстве объекта недвижимого имущества "Распределительный газопровод низкого давления". Оплата строительства данного объекта производится по КВР 414 КОСГУ 310. Отдельно заключаются еще три договора. Это договоры о: 1) государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта "Распределительный газопровод низкого давления"; 2) техническом надзоре за строительством; 3) техническом присоединение объекта строительства "Распределительный газопровод низкого давления". Данные работы не включены в сметную стоимость строительства. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить расходы на оплату данных договоров?

Администрация в 2021 году заключила договор о строительстве объекта недвижимого имущества "Распределительный газопровод низкого давления". Оплата строительства данного объекта производится по КВР 414 КОСГУ 310. Отдельно заключаются еще три договора. Это договоры о: 1) государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта "Распределительный газопровод низкого давления"; 2) техническом надзоре за строительством; 3) техническом присоединение объекта строительства "Распределительный газопровод низкого давления". Данные работы не включены в сметную стоимость строительства. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить расходы на оплату данных договоров?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы администрации на государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий, проверку определения сметной стоимости, технический надзор за строительством и техническое присоединение распределительного газопровода могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.

Обоснование вывода:
При определении кодов видов расходов казенные учреждения руководствуются Порядком N 85н, а в части отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ - Порядком N 209н.
В соответствии с п. 48.4.3.4 Порядка N 85н по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы на строительство объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства. То есть Порядок N 85н определяет включение затрат, связанных со строительством объекта, в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта условием применения вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" (смотрите также письма Минфина России от 30.04.2019 N 02-05-11/32973, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).
В рассматриваемой ситуации расходы на государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий, проверку определения сметной стоимости, технический надзор за строительством и техническое присоединение распределительного газопровода не включены в сводный сметный расчет строительства. Следовательно, применение элемента вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" для отнесения таких расходов не обосновано.
В то же время по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Таким образом, расходы на государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий, проверку определения сметной стоимости, технический надзор за строительством и техническое присоединение распределительного газопровода следует отражать с применением элемента вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Отнесение расходов по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" не исключает возможности учесть данные расходы при формировании (изменении) первоначальной (балансовой) стоимости соответствующего объекта основных средств (смотрите, например, письмо Минфина России от 23.06.2020 N 02-05-11/54498).
При отнесении расходов к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ следует в первую очередь учитывать, являются ли они капитальными вложениями и включаются ли в первоначальную стоимость объектов основных средств или являются текущими расходами учреждения. Принятие такого решения относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - комиссия), созданной в учреждении на постоянной основе, которая самостоятельно принимает решение на основании профессионального суждения, а также анализа технической и иной документации (п. 34 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств (п. 7 Порядка N 209н) и, соответственно, будут учтены на счете 0 106 Х1 000 "Вложения в основные средства".
Вместе с тем согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся аналогичные расходы, которые производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (письмо Минфина России от 07.06.2019 N 02-08-10/42093).
Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат обязательной экспертизе. При этом предметом экспертизы проектной документации является в том числе проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства (п. 2 ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса).
Строительный контроль (технический надзор) проводится в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из положений Градостроительного кодекса, проведение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства и строительный контроль являются неотъемлемой составной частью строительства. Соответственно, данные расходы могут формировать объем капитальных вложений в строящийся объект и быть учтены на счете 106 00 (п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 127 Инструкции N 157н).
Кроме того, положениями п. 10.2.8 Порядка N 209н прямо предусмотрено отнесение расходов на проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, на подстатью 228 КОСГУ.
По поводу технологического присоединения распределительного газопровода отметим следующее.
Общие требования к эксплуатации сетей газораспределения, транспортирующих природный газ, а также к составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 N 299-ст, пунктом 6.1.1. которого установлено требование о том, что ввод в эксплуатацию законченных строительством распределительных газопроводов должен проводиться только при условии их технологического присоединения (врезки) к действующему распределительному газопроводу или другому источнику газа.
Такие расходы по своей сути являются расходами, которые непосредственно связаны с доведением объекта основного средства - распределительного газопровода до состояния, пригодного к эксплуатации. А следовательно, комиссией учреждения может быть принято обоснованное решение о их включении в первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества на основании положений п. 15 Стандарта "Основные средства".
Таким образом, расходы администрации на государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий, проверку определения сметной стоимости, технический надзор за строительством и техническое присоединение распределительного газопровода могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

1 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.