Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение является заказчиком строительства автомобильных дорог. В процессе строительства осуществлен выкуп у физических лиц жилых домов, подлежащих сносу в процессе строительства автомобильной дороги (трехстороннее соглашение об изъятии имущества между уполномоченным органом по учету имущества казны республики, казенным учреждением и правообладателем имущества; КВР 414, 298 КОСГУ). Затраты по выкупу отражены на балансовом счете 106. По акту приема-передачи жилые дома переданы правообладателем уполномоченному органу по учету имущества казны республики. Уполномоченным органом по учету имущества казны выкупленные жилые дома поставлены на учет как собственность казны республики и на основании распоряжения за казенным учреждением зарегистрировано право оперативного управления. Выписка из ЕГРН учреждением получена. Передача объекта между уполномоченным органом и учреждением (внутрибюджетная передача) документально не оформлена. Срок эксплуатации этих домов предыдущим собственником неизвестен (в ЕГРН данные отсутствуют). С применением какой проводки и по какой стоимости отразить на балансе жилые дома, подлежащие в дальнейшем сносу?

Казенное учреждение является заказчиком строительства автомобильных дорог. В процессе строительства осуществлен выкуп у физических лиц жилых домов, подлежащих сносу в процессе строительства автомобильной дороги (трехстороннее соглашение об изъятии имущества между уполномоченным органом по учету имущества казны республики, казенным учреждением и правообладателем имущества; КВР 414, 298 КОСГУ). Затраты по выкупу отражены на балансовом счете 106. По акту приема-передачи жилые дома переданы правообладателем уполномоченному органу по учету имущества казны республики. Уполномоченным органом по учету имущества казны выкупленные жилые дома поставлены на учет как собственность казны республики и на основании распоряжения за казенным учреждением зарегистрировано право оперативного управления. Выписка из ЕГРН учреждением получена. Передача объекта между уполномоченным органом и учреждением (внутрибюджетная передача) документально не оформлена. Срок эксплуатации этих домов предыдущим собственником неизвестен (в ЕГРН данные отсутствуют). С применением какой проводки и по какой стоимости отразить на балансе жилые дома, подлежащие в дальнейшем сносу?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Из состава имущества казны объекты недвижимости должны передаваться на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) по уже сформированной стоимости с указанием (при наличии) сумм ранее начисленной амортизации. В учете принимающей стороны - казенного учреждения получение из казны таких объектов должно быть отражено на соответствующих балансовых счетах именно по стоимости, указанной в первичных документах передающей стороны.
Срок эксплуатации и суммы начисления амортизации полученного имущества могут быть определены в виде оценочного значения исходя из имеющихся у учреждения документов о цели использования переданного в оперативное управление имущества.
При необходимости казенное учреждение в дальнейшем может признать переданное ему имущество неактивом и оформить списание с балансового учета.

Обоснование вывода:
Объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов (п. 20 Стандарта "Концептуальные основы"). Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы, к которым относятся казенные учреждения, устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ нормативными правовыми актами Минфина России, регулирующими единую методологию бюджетного учета (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Согласно требованиям к составу реквизитов, необходимых при оформлении первичных учетных документов, указание денежного измерения факта хозяйственной жизни (сделки) является обязательным (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы").
Первичным учетным документом в целях принятия к бюджетному учету объектов нефинансовых активов при их передаче между учреждениями бюджетной сферы, в том числе при закреплении права оперативного управления, является Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). Следует отметить, что объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя, уполномоченного органа по учету имущества казны), иной организации бюджетной сферы, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной, - по стоимости, отраженной в передаточных документах (п. 24 Стандарта "Основные средства", п. 52 Стандарта "Концептуальные основы"). То есть казенное учреждение - получатель не вправе самостоятельно определять оценочную стоимость передаваемого объекта на дату признания в учете, поскольку передача имущества предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов с обязательным формированием в составе бюджетной отчетности Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Так, для отражения казенным учреждением поступления недвижимого имущества - объекта основных средств из казны в бюджетном учете применяется соответствующий счет аналитического учета счета 1 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения" в корреспонденции со счетом 1 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" (п. 7 Инструкции N 162н, п. 9.9.5 Порядка N 209н), такие расчеты подлежат обязательной консолидации (п. 23 Инструкции N 191н). Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 6 апреля 2020 г. N 02-06-10/27272. Передача имущества из казны, как правило, сопровождается Извещением (ф. 0504805), оформленным в двух экземплярах, с указанием его балансовой стоимости, сумм ранее начисленной амортизации и корреспонденции счетов в своей части (раздел 2 Приложения N 5 к приказу Минфина России).
Следовательно, в случае отсутствия документа, подтверждающего прием-передачу нефинансовых активов между уполномоченным органом по учету имущества казны и казенным учреждением, учреждению следует обратиться с соответствующим запросом к передающей стороне. Также целесообразно поставить в известность о сложившейся ситуации орган власти, выступающий учредителем казенного учреждения.
В рассматриваемой ситуации передача казенному учреждению домов, ранее выкупленных у физических лиц от имени публично-правового образования, в казну которого они поступили, должна первоначально в учете учреждения:
- рассматриваться как передача актива - имущества казны,
- быть оформленной соответствующим первичным документом с указанием их стоимости, по которой они учитывались в казне,
- отразиться на балансовом учете казенного учреждения, как имущество (актив), переданное в оперативное управление с учетом требований пункта 36 Инструкции N 157н.
Полученное казенным учреждением в отношении недвижимого имущества (домов) право оперативного управления определяется статьей 299 ГК РФ как правомочие собственника (органа государственной власти), которое он реализует по своему усмотрению, исходя из целей деятельности учреждения и связанных с использованием этого имущества задач. На учреждение лишь возлагается обязанность принять закрепленное за ним имущество и использовать его так, как определил собственник.
В рассматриваемом случае казенное учреждение как заказчик строительства автомобильной дороги должно принять решение о необходимом сносе этих домов, т.е. признать недвижимое имущество неактивом. Такое решение принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения (далее - профильная комиссия) на основании находящихся у учреждения документации по планировке территории объекта строительства. Далее оформляются документы согласно Положению о списании имущества, установленному на уровне публично-правового образования (например, для федеральных казенных учреждений это постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества").
Объекты основных средств, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, то есть объекты, не соответствующие понятию актив, учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (абзац 3 п. 8 Стандарта "Основные средства", п. 335 Инструкции N 157н). При этом если списание имущества подлежит согласованию, то выбытие объекта на забалансовый счет можно осуществить на этапе направления комплекта документов в уполномоченный орган. На забалансовом счете 02 объект недвижимости может находиться до принятия уполномоченным органом решения о списании выбывшего с балансового счета имущества. Уменьшение забалансового счета 02 осуществляется при условии его утилизации (ликвидации, демонтажа) (п. 10 Инструкции N 162н). В случае признания объекта недвижимости неактивом, если факт прекращения эксплуатации подтвержден и подготовлены документы для его списания, то учет неиспользуемого объекта, допускается вести на забалансовом счете (смотрите также постановление Восемнадцатого ААС от 09.03.2021 N 18АП-17052/20).
По поводу начисления амортизации на объекты недвижимости отметим следующее. Порядок определения срока полезного использования основного средства урегулирован п. 35 Стандарта "Основные средства", а также положениями Инструкции N 157н. В соответствии с пунктом 34 Инструкции N 157н срок полезного использования устанавливается профильной комиссией и указывается в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). С 1 января 2019 года в целях ведения бюджетного учета и составления отчетности применяется Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". В данном нормативном документе установлено понятие "оценочное значение" (п. 6 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). Так, под "оценочным значением" понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения учета и отражения в отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся, в частности, сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов. Учитывая, что в конкретном случае оставшийся срок полезного использования полученного из казны имущества - домов не поддается точному определению, данный показатель может быть представлен в виде оценочного значения профильной комиссией исходя из цели передачи имущества - организации сноса домов на территории объекта строительства (п. 10 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
Таким образом, рассматриваемая ситуация учреждением может быть отражена следующей корреспонденцией счетов:
1. Увеличение забалансового счета 01
- принято недвижимое имущество из казны на время регистрации за учреждением права оперативного управления, т.е. до оформления выписки из ЕГРН;
2. Уменьшение забалансового счета 01
Дебет КРБ 1 101 1Х 310 Кредит КДБ 1 401 10 195
- принято к учету в оперативное управление недвижимое имущество;
Дебет КДБ 1 401 10 195 Кредит КРБ 1 104 1Х 411
- отражена сумма ранее начисленной амортизации на объекты недвижимого имущества, полученного из казны (при наличии);
3. Дебет КРБ 1 401 20 271 Кредит КРБ 1 104 1Х 411
- единовременное начисление амортизации за время нахождения имущества в составе казны;
4. Дебет КРБ 1 104 1Х 411 Кредит КРБ 1 101 1Х 410,
Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 1Х 410
- отражено выбытие объектов недвижимости как несоответствующих условиям признания актива;
5. Увеличение забалансового счета 02
- принято недвижимое имущество на время оформления процедуры его списания с учета и дальнейшего сноса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

2 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.