Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В автономном учреждении счетчик газа учитывается как самостоятельный объект основных средств. Для целей проведения его поверки заключаются два договора: первый - на поверку счетчика, второй - на снятие и установку для целей проведения поверки. На какую подстатью КОСГУ автономному учреждению отнести расходы по оплате договора о демонтаже и последующем после поверки монтаже газового счетчика?

В автономном учреждении счетчик газа учитывается как самостоятельный объект основных средств. Для целей проведения его поверки заключаются два договора: первый - на поверку счетчика, второй - на снятие и установку для целей проведения поверки. На какую подстатью КОСГУ автономному учреждению отнести расходы по оплате договора о демонтаже и последующем после поверки монтаже газового счетчика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы автономного учреждения на демонтаж и последующий после поверки монтаж газового счетчика в равной степени могут быть отнесены как на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, так и на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Выбранный способ учета учреждению следует определить в рамках учетной политики.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы руководствуются Порядком N 209н. При этом отнесение расходов на ту или иную подстатью КОСГУ осуществляется исходя из их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, поверка приборов учета сопряжена с исполнением требований Закона N 261-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 13 гл. 3 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической. Срок поверки счетчика (межповерочный интервал) начинает истекать с момента его первичной (периодической) поверки, то есть с момента изготовления. Межповерочный интервал счетчика указан в его техническом паспорте. Согласно п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при обязательном соблюдении условия: не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации. Иными словами, поверка газовых счетчиков должна производиться обязательно.
Согласно п. 10.2.5 Порядка N 209н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния, в частности, государственная поверка средств измерений, подлежат отнесению на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Соответственно, если демонтаж, монтаж и непосредственно поверка прибора учета являлись предметом одного договора, то расходы в полном объеме могли быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
В то же время согласно прямой норме п. 10.2.6 Порядка N 209н монтажные (демонтажные) работы по оборудованию, требующему монтажа (демонтажа), в том случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, подлежат отнесению на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Поэтому и расходы на монтаж и демонтаж приборов учета (счетчика газа) в рамках отдельного договора могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Таким образом, расходы на демонтаж и последующий монтаж газового счетчика, которые связаны с необходимостью поверки прибора учета, могут быть в равной степени отнесены как на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, так и подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Учитывая неурегулированность вопроса, выбранный способ отражения расходов в рассматриваемом случае следует закрепить в учетной политике автономного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.