Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение приобретает различные сантехнические и электротехнические изделия (смесители, краны шаровые, лампочки, патроны, розетки, вилки, выключатели и другое) для замены старых, вышедших из строя. Работы по текущему обслуживанию (замене вышеуказанных материалов) проводятся по мере потребности силами учреждения штатными сотрудниками учреждения (сантехники, электрики), не в рамках ремонта, без составления каких-либо смет. В каких случаях расходы относятся на подстатью КОСГУ 344, а в каких - на подстатью КОСГУ 346? На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести расходы на приобретение различных сантехнических и электротехнических изделия с целью замены вышедших из строя?

Бюджетное учреждение приобретает различные сантехнические и электротехнические изделия (смесители, краны шаровые, лампочки, патроны, розетки, вилки, выключатели и другое) для замены старых, вышедших из строя. Работы по текущему обслуживанию (замене вышеуказанных материалов) проводятся по мере потребности силами учреждения штатными сотрудниками учреждения (сантехники, электрики), не в рамках ремонта, без составления каких-либо смет. В каких случаях расходы относятся на подстатью КОСГУ 344, а в каких - на подстатью КОСГУ 346? На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести расходы на приобретение различных сантехнических и электротехнических изделия с целью замены вышедших из строя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если замена сантехнического и электротехнического оборудования по мнению уполномоченных должностных лиц учреждения не рассматривается в качестве работ по текущему ремонту здания, то расходы на приобретение такого оборудования могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Принятие решение об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н).
Профильной комиссии бюджетного учреждения, прежде всего, необходимо определить и оценить прямое назначение приобретаемых сантехнических и электротехнических изделий, опираясь на технические параметры, функциональное назначение объектов и классификации выполняемых работ. От этого и будет зависеть окончательное решение об отнесении материальных ценностей к той или иной статье КОСГУ.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе НФА является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение.
При определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком N 209н. На сегодняшний день специалисты финансового ведомства достаточно четко сформулировали подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Первый и главный критерий здесь - отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ - осуществляется по целевому/функциональному назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Потенциально в зависимости от целей приобретения и характера использования расходы на приобретение сантехнических и электротехнических изделий, учитываемых в составе матзапасов, могут быть использованы подстатьи 344 "Увеличение стоимости строительных материалов", 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" и 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации не идет речь о расходах капитального характера, то есть о замене частей, формирующих либо изменяющих первоначальную стоимость основных средств, поэтому подстатья 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ использована быть не может.
Для разграничения использования подстатей 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" и 346 КОСГУ может быть использован следующий принцип, вытекающий из разъяснений специалистов финансового ведомства (смотрите, в частности, информацию Минфина России от 13.05.2019, письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075, далее - Методические рекомендации к Стандарту "Запасы"):
- если материальные запасы приобретаются в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), в том числе для осуществления работ своими силами, применяется подстатья 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ;
- если материальные запасы приобретаются для замены перегоревших/вышедших из строя элементов, для ремонта движимого имущества - объектов НФА (например, ремонт мебели), применяется подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Описанный выше подход к выбору кодов КОСГУ указывает на то, что приобретение любых материальных запасов, которые в равной степени могут быть использованы как для обеспечения текущей деятельности учреждения (подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ), так и при производстве строительно-монтажных работ (подстатью 344 "Увеличение стоимости строительных материалов"), следует относить на подстатьи КОСГУ исходя из назначения таких объектов. В связи с этим при приобретении материальных запасов строительного назначения, таких как лампочки, кабели, патроны и т.д., в учетной политике целесообразно провести разграничение работ на (смотрите раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту "Запасы"):
- строительные работы (например, текущий ремонт здания);
- работы, связанные с текущей деятельностью учреждения.
По нашему мнению, расходы на приобретение для замены непригодных к дальнейшей эксплуатации сантехнических и электротехнических изделий могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ в том случае, если такие работы не квалифицируются уполномоченными лицами учреждения в качестве работ по текущему ремонту здания.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам "Материальные запасы" (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет строительных материалов (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

27 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.