Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Имеет ли право казенное учреждение провести предварительную оплату в размере 100% за получение сведений из ЕГРН? Какими корреспонденциями счетов следует отразить данную ситуацию в учете?

Имеет ли право казенное учреждение провести предварительную оплату в размере 100% за получение сведений из ЕГРН? Какими корреспонденциями счетов следует отразить данную ситуацию в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется только после полной оплаты услуги.
Предоплату за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, считаем возможным отразить на счете 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Вместе с тем такая предоплата может быть учтена на счете 1 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам".
Порядок отражения в бюджетном учете расчетов по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, следует закрепить в учетной политике и согласовать в порядке, установленном п. 2 Инструкции N 162н.

Обоснование вывода:
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), аналитическая и иная информация предоставляются за плату по запросам о представлении сведений (ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон N 218-ФЗ). Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений (ч. 9 ст. 62 Закона N 218-ФЗ). При этом п. 51 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968) установлено, что если оплата вносится после представления запроса, днем получения органом регистрации прав запроса считается день, следующий за днем получения этим органом в установленном порядке сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Иными словами, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется только после полной оплаты услуги.
Согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н расходы, связанные с оплатой услуг по предоставлению выписок из государственных реестров, следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в увязке с элементом вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н)*(1).
Предоставление органом регистрации прав сведений, содержащихся в ЕГРН, является государственной услугой, порядок оказания которой регулируется административным регламентом (приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.09.2019 N П/0401).
Для учета сумм предварительных оплат (авансирования) в Инструкции N 157н предусмотрен счет 206 00 "Расчеты по выданным авансам", в частности счет 0 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам". Вместе с тем в соответствии с п. 202 Инструкции N 157н на данном счете следует отражать расчеты по авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) за работы (услуги) в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений.
В рассматриваемом случае казенное учреждение осуществляет расчеты с органом регистрации прав за предоставление государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН. Порядок предоставления данной услуги, условия оплаты, размер оплаты урегулированы на законодательном уровне, а не в рамках договорных обязательств*(2). Поэтому отражение расчетов по предоставлению сведений из ЕГРН с применением счета 0 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам" не совсем корректно.
По нашему мнению, расчеты с органом регистрации прав можно отражать с применением счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" в качестве иных платежей в бюджет, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 259 Инструкции N 157н). Причем остаток по счету 1 303 05 000 может отражаться в бюджетной отчетности как в составе кредиторской, так и дебиторской задолженности. Поэтому отражение в составе дебиторской задолженности на счете 1 303 05 000 предварительной оплаты до момента получения сведений из ЕГРН от органа регистрации прав не противоречит действующему порядку ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Вместе с тем следует отметить, что в 24-26 разрядах номера счета 1 303 05 000 отражаются подстатьи КОСГУ 731 и 831 - увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса (смотрите Приложение 1 к Приказу N 162н). А оплата за госуслугу может быть направлена в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенного отдельными полномочиями органа регистрации прав по ведению ЕГРН в определенной части и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N п/0515). Бюджетное учреждение участником бюджетного процесса не является. Вместе с тем плата за предоставление ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений, содержащихся в ЕГРН, подлежит зачислению в доход федерального бюджета (смотрите ч. 7 ст. 21, Приложение 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ). Поэтому считаем возможным в данном случае отражать расчеты с ФГБУ "ФКП Росреестра" с применением счета 1 303 05 000.
Поскольку Инструкцией N 162н вопрос отражения данного факта хозяйственной жизни в бюджетном учете прямо не урегулирован, порядок применения счета 1 303 05 000 или 1 206 26 000 при оплате государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, следует урегулировать с финансовым органом или ГРБС и закрепить в учетной политике (п. 2 Инструкции N 162н).
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения предоплата за оказание госуслуги может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет КРБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 226
- перечислен платеж за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (абзац 3 п. 104 Инструкции N 162н);
2. Дебет КРБ 1 402 20 226 (1 109 ХХ 226) Кредит КРБ 1 303 05 731
- отражено исполнение обязательства по факту оказания услуги (по факту поступления сведений из ЕГРН) (абзац 2 п. 104 Инструкции N 162н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

21 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Таблицу соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (информация Минфина России от 09.03.2021).
*(2) Смотрите материалы:
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- приказ Министерства экономического развития РФ от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости";
- приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.09.2019 N П/0401 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости";
- приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 N П/0144 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации";
- приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 N П/0145 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации".