Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация сельского поселения в рамках единого договора (один подрядчик) оплачивает устройство тротуара (разработка грунта, устройство основания, асфальтирование) рядом с автомобильной дорогой в поселении. Дорога учитывается в составе имущества казны. Данные мероприятия проводятся в рамках дорожной деятельности за счет муниципальных средств. В реестре муниципального имущества тротуары учитываются как в качестве самостоятельных объектов имущества, так и в составе дороги. С применением какого КВР и какой подстатьи КОСГУ казенному учреждению (администрации) отразить расходы на оплату работ по устройству тротуара?

Администрация сельского поселения в рамках единого договора (один подрядчик) оплачивает устройство тротуара (разработка грунта, устройство основания, асфальтирование) рядом с автомобильной дорогой в поселении. Дорога учитывается в составе имущества казны. Данные мероприятия проводятся в рамках дорожной деятельности за счет муниципальных средств. В реестре муниципального имущества тротуары учитываются как в качестве самостоятельных объектов имущества, так и в составе дороги. С применением какого КВР и какой подстатьи КОСГУ казенному учреждению (администрации) отразить расходы на оплату работ по устройству тротуара?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в соответствии с решением уполномоченных лиц, принятым в соответствии с порядком ведения реестра муниципального имущества, тротуар будет учитываться в качестве самостоятельного инвентарного объекта, то расходы на его устройство могут быть отражены с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в увязке со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В случае принятия решения об учете тротуара в составе автомобильной дороги расходы на его устройство могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" тротуары и пешеходные дорожки являются элементами обустройства дороги, предназначенными для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения.
Устройство тротуаров без изменения границ полосы отвода относится к работам капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории (п. 4 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402).
Соответственно, расходы на оплату работ по устройству тротуара, размещаемого в полосе отвода без изменения ее границ или придорожной полосе автомобильной дороги, отражаются в соответствии с Порядком N 85н с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
По поводу квалификации тротуаров в качестве движимого или недвижимое имущества, по нашему мнению, нужно руководствоваться разъяснениями ВАС РФ, отраженными в постановлениях от 17.01.2012 N 4777/08 и от 28.05.2013 N 17085/12. Согласно позиции ВАС РФ объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе. В связи с этим такие сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.
Так, в частности, суды не признают объектами недвижимого имущества заасфальтированные площадки. По мнению судей, сама по себе укладка на части земельного участка определенного покрытия (из асфальта) для целей его благоустройства не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, имущество не является недвижимым имуществом, а является элементом благоустройства земельного участка (смотрите, в частности, постановления Десятого ААС от 31.01.2017 N 10АП-18200/16, ФАС Уральского округа от 12.09.2013 N Ф09-7798/13 по делу N А34-6477/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 по делу N Ф26-7683/2010).
Соответственно, даже в том случае, если порядок ведения реестра имущества муниципального образования предусматривает учет тротуаторов в качестве самостоятельных объектов имущества, то расходы на устройство тротуара не могут рассматриваться в качестве бюджетных инвестиций: порядок учета объектов имущества не является критерием для отнесения такого имущества к недвижимому либо движимому.
Специалисты финансового ведомства допускают возможность отнесения расходов, отражаемых с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", не только на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, но и на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (смотрите Таблицу соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемую в 2021 году).
Таким образом, если в соответствии с решением уполномоченных лиц, принятым в соответствии с порядком ведения реестра муниципального имущества, тротуар будет учитываться в качестве самостоятельного инвентарного объекта, то расходы на его устройство могут быть отражены с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в увязке со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В случае принятия решения об учете тротуара в составе автомобильной дороги расходы на его устройство могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ без увеличения стоимости автомобильной дороги. Дело в том, что в силу ст. 3 Закона N 257-ФЗ увеличение стоимости автомобильной дороги может отражаться только в случае ее реконструкции, под которой понимается комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

17 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.