Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На складе учреждения с 1994 года находится специальная одежда - операционные текстильные халаты, которые не были выданы своевременно в эксплуатацию по причине того, что маленькие размеры не пользовались спросом у сотрудников. К настоящему моменту ценности потеряли товарный вид и непригодны к использованию. Как списать устаревшие операционные халаты?

На складе учреждения с 1994 года находится специальная одежда - операционные текстильные халаты, которые не были выданы своевременно в эксплуатацию по причине того, что маленькие размеры не пользовались спросом у сотрудников. К настоящему моменту ценности потеряли товарный вид и непригодны к использованию. Как списать устаревшие операционные халаты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие решения о списании операционных халатов, потерявших товарный вид из-за долгого хранения на складе, находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения. Если комиссией будет установлено, что операционные халаты не являются более активом, то объекты мягкого инвентаря по этому основанию возможно списать с балансового учета с оформлением Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Обоснование вывода:
Обеспечение медицинскими (операционными) халатами, хлопчатобумажными операционными костюмами и прочей специальной одеждой, используемой работниками учреждений здравоохранения, осуществляется в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, а также Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок, утвержденными постановлением Минтруда России от 29.12.1997 N 68.
В соответствии с п. 11.4.5 Порядка N 209н специальная одежда относится на подстатью 345 КОСГУ "Мягкий инвентарь" (смотрите также письмо Минфина России от 24.01.2020 N 02-08-10/4318). Кроме того, к мягкому инвентарю принято относить изделия текстильные готовые класса 14 "Одежда" и группы 13.92 "Изделия текстильные готовые, кроме одежды" Общероссийского классификатора по видам экономической деятельности (ОКПД 2), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее - Общероссийский классификатор) (раздел 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
В рассматриваемом случае на складе учреждения с 1994 года находится специальная одежда - операционные текстильные халаты, которые не были выданы своевременно в эксплуатацию по причине того, что маленькие размеры не пользовались спросом у сотрудников. К настоящему моменту ценности потеряли товарный вид и непригодны к использованию.
Основаниями для выбытия материальных ценностей с баланса учреждения могут являться такие причины, как: использование в основной деятельности, хищение, передача иным организациям, несоответствие критерию актив и пр. При этом понятие морального устаревания нормативно для мягкого инвентаря не установлено, а истечение нормативных сроков эксплуатации мягкого инвентаря не является основанием для его списания при условии пригодности к дальнейшей эксплуатации. Списанию подлежит только полностью непригодный мягкий инвентарь, который невозможно восстановить или восстановление которого экономически нецелесообразно (смотрите п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, а также письмо Минтруда России от 02.11.2016 N 15-2/ООГ-3886).
По общему правилу выбытие мягкого инвентаря осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н, п. 40 Стандарта "Запасы"). Для списания мягкого инвентаря оправдательным документом служит Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Кроме того, при списании мягкого инвентаря в бухгалтерском (бюджетном) учете следует руководствоваться положениями Инструкции N 157н, а также общими правилами списания материальных запасов.
Отметим, что имущество, числящееся в балансовом учете, но непригодное для дальнейшего использования в деятельности учреждения, уже не отвечает понятию "актив", введенному п. 36 Стандарта "Концептуальные основы". Согласно п. 335 Инструкции N 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".
Применительно к рассматриваемой ситуации комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения должна провести инвентаризацию рассматриваемых к списанию халатов и в момент проставления отметки о статусе и целевой функции мягкого инвентаря оценить операционные халаты на предмет соответствия критерию актив. Только убедившись, что объекты мягкого инвентаря утратили свои потребительские свойства, товарный вид и не могут быть более использованы для нужд учреждения, то есть приносить экономические выгоды, комиссия вправе принять решение о списании таких халатов. При этом поскольку специальной процедуры утилизации для мягкого инвентаря не требуется, его возможно уничтожить самостоятельно в процессе списания, то возможно сразу отразить списание на балансовых счетах без отражения на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении". Порядок списания мягкого инвентаря в учреждении целесообразно разработать и закрепить локальным актом.
В результате выбытия мягкого инвентаря могут быть получены материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования в текущей деятельности учреждения, например, ветошь. Информацию о таких материальных ценностях следует указать в специальной таблице Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), а передачу вновь принимаемых к учету ценностей в места хранения возможно оформить Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет мягкого инвентаря (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения списания материальных запасов, использованных в его деятельности (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

18 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.