Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В автономном учреждении на балансе по КФО 2 числится система контроля и управления доступом (СКУД), установленная в здании, в качестве единого инвентарного объекта. В 2021 году автономное учреждение заключило единый договор на дооборудование данной системы тремя электронными замками. В рамках договора осуществляются поставка и монтаж (в том числе материалов для монтажа - кабели, считыватели карт, извещатели, доводчики и т.д.). По итогам выполнения работ исполнитель представляет акт выполненных работ. По какой подстатье КОСГУ следует оплатить данный договор? Как в бухгалтерском учете автономного учреждения отразить дооборудование СКУД? Должен ли исполнитель по договору представить акты по формам КС-2 и КС-3?

В автономном учреждении на балансе по КФО 2 числится система контроля и управления доступом (СКУД), установленная в здании, в качестве единого инвентарного объекта. В 2021 году автономное учреждение заключило единый договор на дооборудование данной системы тремя электронными замками. В рамках договора осуществляются поставка и монтаж (в том числе материалов для монтажа - кабели, считыватели карт, извещатели, доводчики и т.д.). По итогам выполнения работ исполнитель представляет акт выполненных работ. По какой подстатье КОСГУ следует оплатить данный договор? Как в бухгалтерском учете автономного учреждения отразить дооборудование СКУД? Должен ли исполнитель по договору представить акты по формам КС-2 и КС-3?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если система контроля и управления доступом полностью отвечает критериям постановки на учет ее в качестве единого объекта основных средств, то все расходы на ее дооборудование (модернизацию) могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ с последующим увеличением первоначальной (балансовой) стоимости инвентарного объекта (СКУД).
Порядок документального оформления результатов выполненных работ устанавливается непосредственно условиями договора. Если применение форм N КС-2 и N КС-3 специально не предусмотрено договором, подрядчик вправе предоставить акт выполненных работ по форме, установленной его учетной политикой. При этом такой акт должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что при подготовке ответа на вопрос мы не оцениваем правомерность порядка учета СКУД в качестве единого инвентарного объекта с учетом положений п. 45 Инструкции N 157н, согласно которым коммуникации внутри здания являются его частью и не подлежат учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов, а к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации*(1).
Работы по обустройству СКУД, по нашему мнению, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). В общем случае при монтаже СКУД расходы, связанные с формированием стоимости отдельного оборудования системы, относятся на счет 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н). При этом расходы, которые не приводят к формированию стоимости основных средств, относятся на расходы (затраты) текущего года. Перечень указанных расходов в целях единообразного подхода к учету различных единых функционирующих систем в учреждении необходимо определить в рамках учетной политики.
В соответствии с п. 19 Стандарта "Основные средства" и п. 27 Инструкции N 157н изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно в случае его дооборудования (модернизации).
К работам по дооборудованию относятся работы по дополнению основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять с ним единое целое, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно. Установка дополнительных электронных замков может рассматриваться в качестве дооборудования уже имеющейся СКУД, так как объект будет дополнен новыми составляющими, которые изменят показатели работы системы (в рассматриваемом случае будет увеличена зона охвата).
Автономные учреждения при выборе статьи/подстатьи КОСГУ руководствуются Порядком N 209н. Так, расходы на дооборудование СКУД могут быть отнесены:
- на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, на которую относятся расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как СКУД, а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств) (п. 10.2.8 Порядка N 209н);
- на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, если работы производятся не для целей капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств (п. 10.2.6 Порядка N 209н);
- на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, на которую относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности (п. 11.1 Порядка N 209н).
Соответственно, если по мнению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения СКУД в полной мере отвечает критериям постановки на учет ее в качестве отдельного самостоятельного инвентарного объекта, то работы по ее модернизации с дооборудованием могут быть отнесены на статью 310 КОСГУ с последующим увеличением первоначальной (балансовой) стоимости СКУД.
Если принимать во внимание тот факт, что СКУД должна учитываться в составе здания, а отдельные элементы данной системы являться самостоятельными объектами основных средств, то расходы на ее дооборудование относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, если все расходы по договору будут отнесены на увеличение стоимости основных средств (оконечного оборудования системы). Вместе с тем если монтаж электронных замков в уже существующей системе СКУД не связан с формированием капитальных вложений, то такие расходы подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
При этом в учреждении может сложиться ситуация, при которой часть работ, проведенных по договору, подлежит отнесению на формирование первоначальной стоимости объекта основных средств, а часть нет. Порядок отнесения расходов на конкретную статью/подстатью КОСГУ в таком случае Порядком N 209н не урегулирован. По аналогии с поступлениями текущего и капитального характера неделимым платежом, которые признаются поступлениями текущего характера (п. 7 Порядка N 209н), если в рамках заключенного договора на дооборудование системы СКУД будут проводится работы как капитального, так и некапитального характера, учреждением может быть принято решение об отражении таких расходов по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Применение подстатьи 226 КОСГУ не является препятствием для принятия к учету отдельных объектов основных средств.
Отметим, что в таком случае предварительно в бухгалтерском учете должны быть отражены операции по "разукомлектации" СКУД с одновременным принятием к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств оконечного оборудования такой системы. По общему правилу при разукомплектации балансовая стоимость вновь принятых к учету инвентарных объектов должна соответствовать балансовой стоимости выбывшего инвентарного объекта. Порядок распределения балансовой стоимости и сумм начисленной амортизации для принятия инвентарных объектов к учету в результате разукомплектации необходимо определить в рамках учетной политики.
Не исключено, что комиссией по поступлению и выбытию активов может быть принято решение о допущенной ранее ошибке и при наличии документально подтвержденной информации о расходах на создание СКУД. В этом случае оконечное оборудование может быть принято к учету в результате отражения исправительных бухгалтерских записей по стоимости, сформированной согласно положениям учетной политики.
Исходя из положений п. 139 Инструкции N 183н операции по увеличению задолженности по принятым автономным учреждением обязательствам на расширение и модернизацию основных средств отражаются на основании представленных исполнителями документов, оформленных согласно условиям договоров, по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" и кредиту счета 0 302 31 000 "Расчеты по приобретению основных средств".
Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" утверждены унифицированные формы документов, применяемых при выполнении работ по договору строительного подряда, в частности:
- Акт по форме N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", который применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений;
- Справка по форме N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).
Однако применение указанных унифицированных форм не является обязательным ни с точки зрения гражданского законодательства (если стороны договора не договорились об ином - п. 4 ст. 421 ГК РФ), ни с точки зрения бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, письмо Минфина России от 18.07.2016 N 02-07-10/41873).
Так, если применение форм N КС-2 и N КС-3 специально не предусмотрено договором, подрядчик вправе предоставить только акт о выполненных работах по форме, установленной его учетной политикой. При этом такой акт должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, если поименованные в вопросе работы будут квалифицироваться комиссией по поступлению и выбытию активов в качестве работ по модернизации (дооборудованию) единого инвентарного объекта основных средств, в учете автономного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 106 Х1 310 Кредит 2 302 31 73Х
- отражены фактические вложения в объект в виде стоимости расходов по договору;
2. Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 106 Х1 310
- увеличена первоначальная (балансовая) стоимость СКУД в результате ее дооборудования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

11 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рекомендуем ознакомиться с материалом: Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, сигнализаций, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для госсектора).