Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2016 году в бюджетном учреждении были произведены работы по смете "Обустройство входов" (программные средства), в которых содержались два раздела: "пандус с крыльцом" и "крыльцо". Так как оба крыльца в техпаспорте есть, то суммы по акту выполненных работ были списаны на расходы учреждения на счет 5.401.20.225. При проведении работ в 2016 году исходя из документации невозможно было определить сумму расходов, которые были направлены на обустройство пандуса. В инвентарную карточку в описание здания добавлен "пандус". В 2021 году принято решение произвести реконструкцию пандуса в связи с предписанием контролирующих органов. По какому КВР (243, 244 или 407) и по какому КОСГУ (225 или 228) следует произвести оплату работ? Следует ли увеличивать стоимость здания на сумму реконструкции пандуса или средства списываются на расходы учреждения?

В 2016 году в бюджетном учреждении были произведены работы по смете "Обустройство входов" (программные средства), в которых содержались два раздела: "пандус с крыльцом" и "крыльцо". Так как оба крыльца в техпаспорте есть, то суммы по акту выполненных работ были списаны на расходы учреждения на счет 5.401.20.225. При проведении работ в 2016 году исходя из документации невозможно было определить сумму расходов, которые были направлены на обустройство пандуса. В инвентарную карточку в описание здания добавлен "пандус". В 2021 году принято решение произвести реконструкцию пандуса в связи с предписанием контролирующих органов.
По какому КВР (243, 244 или 407) и по какому КОСГУ (225 или 228) следует произвести оплату работ? Следует ли увеличивать стоимость здания на сумму реконструкции пандуса или средства списываются на расходы учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, работы по реконструкции одного из элементов здания, в частности пандуса, не приводят к повышению первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания. Соответственно, учреждение на основании решения комиссии вполне обоснованно может отразить расходы на реконструкцию пандуса с использованием подстатьи 225 КОСГУ в увязке с элементом вида расходов 244. Однако окончательное решение должно быть принято компетентными должностными лицами учреждения, которые владеют полной информацией о технических характеристиках, функциональных возможностях и свойствах реконструируемого пандуса.

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что изменение балансовой стоимости объекта основного средства после его признания в бюджетном учете в соответствии с п. 19 Стандарта "Основные средства" и п. 27 Инструкции N 157н возможно только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения объекта или его составной части, а также переоценки.
Кроме того, согласно п. 27 Инструкции N 157н одним из условий для увеличения первоначальной стоимости объекта является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ. Указанная норма действовала также и в 2016 году. Следовательно, в первую очередь учреждению необходимо проанализировать обстоятельства, при которых проходило обустройство пандуса. Если при проведении анализа будет установлено, что обустройство пандуса улучшило первоначально принятые показатели функционирования здания, тогда можно говорить о допущенной в прошлые годы ошибке, которую необходимо исправить в соответствии с положениями Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Также стоит отметить, что принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов, а также квалификация проведенных работ относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из анализа документации, содержащей технические характеристики объекта, а также оценки результатов произведенных работ.
При отнесении расходов к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ и видам расходов следует в первую очередь учитывать, являются ли они капитальными вложениями и включаются в первоначальную стоимость объектов основных средств или являются текущими расходами учреждения. Под расходами капитального характера понимаются расходы, формирующие (увеличивающие) основные фонды - основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы (п. 7 Порядка N 209н).
Расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов на реконструкцию отражаются с использованием статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). В силу п. 10.2.5 Порядка N 209н на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества.
Согласно положениям Порядка N 85н по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" отражаются расходы бюджетных учреждений по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства, предусмотренные сметными стоимостями строительства (п. 48.4.2 Порядка N 85н). А по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Под реконструкцией объектов капитального строительства подразумевается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ). В соответствии с положениями Приложения 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) под реконструкцией понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
В рассматриваемой ситуации речь идет о реконструкции пандуса, который является элементом здания, следовательно, говорить о реконструкции объекта капитального строительства нет оснований. По нашему мнению, маловероятно, что реконструкция пандуса повысит первоначально принятые нормативные показатели функционирования здания: весьма сомнительно, что реконструкция такого элемента здания, как крыльцо (пандус), повлечет увеличение объема услуг, оказываемых учреждением, даже при условии, что доступность оказываемых услуг будет выше. Кроме того, реконструкция пандуса производится на основании предписания контролирующего органа, а такие расходы прямо упомянуты в описании подстатьи 225 КОСГУ, на которую отражаются расходы некапитального характера.
Таким образом, учреждение на основании решения комиссии вполне обоснованно может отразить расходы на реконструкцию пандуса с использованием подстатьи 225 КОСГУ в увязке с элементом вида расходов 244. Однако окончательное решение должно быть принято членами комиссии по поступлению и выбытию активов, которые владеют полной информацией о технических характеристиках, функциональных возможностях и свойствах реконструируемого пандуса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

9 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.