В связи с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, а именно, об ограничении участия работников в иных массовых мероприятиях на период эпиднеблагополучия, о прекращении проведения любых массовых мероприятий на предприятии (в организации), запрет участия работников в мероприятиях других коллективов правомерно ли будет не проводить учреждениям бюджетной сферы инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2020 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение ежегодной инвентаризации активов и обязательств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным, но с соблюдением мер безопасности, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1.3 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15 рекомендовано ограничить доступ на предприятие (в организацию) лиц, не связанных с его деятельностью*(1).
Таким образом, в первую очередь необходимо определить, связано ли проведение инвентаризации учреждением бюджетной сферы активов и обязательств перед составлением годовой отчетности за 2020 год с деятельностью учреждений или нет.
Согласно п. 81 Стандарта "Концептуальные основы" определены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, это:
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользовании, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь, для бюджетных и автономных учреждений законодательством Российской Федерации установлено проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 9 Инструкции N 33н). При этом каких-либо иных исключений, в том числе периодичности, Инструкцией N 33н не установлено.
Вместе с тем возможность проведения инвентаризации основных средств один раз в три года предусмотрена п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Однако стоит отметить, что данный приказ не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы, так как не будет соблюдено требование о необходимости обеспечения формирования полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использования при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 Инструкции N 157н, смотрите также письма Минфина России от 19.05.2020 N 02-07-10/41023, от 8.11.2017 N 02-06-05/73671).
Следовательно, учитывая требования Стандарта "Концептуальные основы", положения Инструкций NN 33н и 157н, полагаем, что проведение ежегодной инвентаризации активов и обязательств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является мероприятием, связанным с деятельностью учреждений государственного сектора.
Соответственно, проведение ежегодной инвентаризации активов и обязательств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным, но с соблюдением мер безопасности, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
21 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Распоряжением губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", правилами СП 3.1/2.4.3598-20 ограничений по работе инвентаризационных комиссий не установлено.