Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) в текущем году в учреждении применен коэффициент платной деятельности. Должен ли коэффициент платной деятельности применяться при ведении бухгалтерского учета (например, должен ли быть распределен начисленный налог на имущество по КФО в соответствии с коэффициентом платной деятельности, примененным при планировании расходов, должны ли распределяться коммунальные расходы и другие расходы, установленные учредителем)? Верно ли, что ли коэффициент платной деятельности применяется только при планировании расходов в ПФХД и не применяется при ведении бухгалтерского учета расходов?

При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) в текущем году в учреждении применен коэффициент платной деятельности.
Должен ли коэффициент платной деятельности применяться при ведении бухгалтерского учета (например, должен ли быть распределен начисленный налог на имущество по КФО в соответствии с коэффициентом платной деятельности, примененным при планировании расходов, должны ли распределяться коммунальные расходы и другие расходы, установленные учредителем)? Верно ли, что ли коэффициент платной деятельности применяется только при планировании расходов в ПФХД и не применяется при ведении бухгалтерского учета расходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии каких-либо указаний в отношении применения конкретного порядка распределения общехозяйственных и иных расходов между различными кодами финансового обеспечения деятельности со стороны учредителя, а также при отсутствии требований о согласовании учреждением выбранного метода с учредителем данный порядок распределения таких затрат, по нашему мнению, учреждение вправе установить самостоятельно и закрепить в локальном акте, в том числе такой способ распределения может осуществляться с применением коэффициента платной деятельности.

Обоснование вывода:
Порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении федерального бюджетного (автономного) учреждения определяется Правительством РФ (п. 7 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) и в настоящее время закреплены в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение N 640).
Распределение планируемых выплат (кассовый расход) по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов отражается бюджетным учреждением в Плане финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), требования к составлению которого определены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н). Детализация расходов и правила расчета планируемых выплат приведены в п.п. 24-43 Требований N 186н.
В случае если учреждение занимается платной деятельностью, то еще при расчете финансового обеспечения выполнения задания может применяться коэффициент платной деятельности. В частности, на федеральном уровне такое требование предусмотрено Постановлением N 640.
Таким образом, коэффициент платной деятельности используется при расчете объема субсидии на выполнение задания.
При этом обязанность применять данный коэффициент с целью распределения общехозяйственных затрат по кодам финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" и 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" нормативными документами не предусмотрена.
Однако при планировании расходов следует различать расходы, которые осуществляются в целях оказания государственной (муниципальной) услуги и которые учреждение производит в целях приносящей доход деятельности.
В свою очередь, расходы бюджетного (автономного) учреждения, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, подлежат распределению.
Вместе с тем алгоритма распределения таких расходов нормативно-правовые акты не содержат.
Одним из вариантов распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, может быть распределение пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов этого учреждения (смотрите также письма Минфина России от 02.10.2017 N 03-03-05/64008, от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36253, постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.12.2019 N Ф04-5346/19 по делу N А70-19872/2018, постановление Семнадцатого ААС от 07.04.2016 N 17АП-2181/16).
Отметим, что в отдельных публично-правовых образованиях критерием для распределения таких расходов являются не поступления доходов, а, например, фонд оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании услуг в рамках соответствующих видов деятельности (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югры от 11.03.2016 N 235). Однако в том случае, когда коэффициент распределения определяется пропорционально доходам, то для его определения, как правило, учитываются поступления от оказания платных услуг, а не общая сумма поступлений доходов в рамках приносящей доход деятельности (смотрите, в частности, п. 21 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 30.12.2015 N 659). При этом в отдельных случаях может быть предусмотрено несколько способов распределения общехозяйственных затрат с использованием как стоимостных, так и натуральных критериев для определения пропорции (например, п. 12 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 23.10.2013 N 193-МПР).
В целях методического руководства учредителем может быть доведен до учреждения порядок, содержащий требования к распределению расходов, в том числе общехозяйственных. При отсутствии каких-либо указаний в отношении применения конкретного порядка распределения общехозяйственных расходов между различными кодами финансового обеспечения деятельности со стороны учредителя, а также при отсутствии требований о согласовании учреждением выбранного метода с учредителем данный порядок распределения таких затрат, по нашему мнению, учреждение вправе установить самостоятельно и закрепить в локальном акте.
Таким образом, обязанность применять коэффициент платной деятельности может быть предусмотрена соответствующим нормативным актом для целей расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Обязанность применять данный коэффициент с целью распределения общехозяйственных затрат по кодам финансового обеспечения нормативными документами не предусмотрена. При определении порядка распределения общехозяйственных расходов учреждение может взять за основу как коэффициент платной деятельности, так и применить иную методику расчета. Главное, чтобы данный порядок осуществлялся на основании экономически обоснованных показателей и был закреплен в локальном акте. Вместе с тем учреждению целесообразно анализировать структуру доходов со структурой расходов. Так, например, при резком увеличении (уменьшении) платной деятельности и выходом на постоянный стабильный доход учреждению целесообразно пересматривать установленный ранее коэффициент в части распределения общехозяйственных затрат.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

16 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.