Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное бюджетное учреждение, подведомственное Минприроды России, в соответствии с Инструкциями NN 157н и 174н приобретает имущество на сумму свыше 500 тысяч рублей по КФО 2 и решением комиссии по учету ОС учитывает его на счете 101.2х, но не включает в перечень ОЦДИ, утвержденный учредителем. Учреждение руководствуется Законом N 7-ФЗ от 12.01.1996, согласно которому имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения, но по правилам бухучета учитывается на счете 101.2х. До 2012 года имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, было включено в перечень ОЦДИ, утвержденный учредителем. На основании приказа Минприроды России N 243 от 23.04.2020 учредитель просит внести изменение в перечень ОЦДИ и включить во второй раздел ОЦДИ, приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а также полученное безвозмездно. Не противоречит ли это нормам Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ?

Федеральное бюджетное учреждение, подведомственное Минприроды России, в соответствии с Инструкциями NN 157н и 174н приобретает имущество на сумму свыше 500 тысяч рублей по КФО 2 и решением комиссии по учету ОС учитывает его на счете 101.2х, но не включает в перечень ОЦДИ, утвержденный учредителем. Учреждение руководствуется Законом N 7-ФЗ от 12.01.1996, согласно которому имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения, но по правилам бухучета учитывается на счете 101.2х.
До 2012 года имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, было включено в перечень ОЦДИ, утвержденный учредителем. На основании приказа Минприроды России N 243 от 23.04.2020 учредитель просит внести изменение в перечень ОЦДИ и включить во второй раздел ОЦДИ, приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а также полученное безвозмездно.
Не противоречит ли это нормам Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В перечень особо ценного движимого имущества федеральное бюджетное учреждение, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Минприроды России, должно включать имущество в соответствии с положениями Приказа N 243 независимо от источника его приобретения или поступления. Данное требование не противоречит нормам Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, так как право учредителя определять перечень ОЦДИ закреплено на законодательном уровне. Кроме того, необходимо учитывать, что факт включения имущества в перечень ОЦДИ не обязательно и не всегда является подтверждением закрепления имущества за учреждением, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, или полученного безвозмездно.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) под особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ) понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ устанавливается Правительством РФ, а именно в настоящее время данный порядок урегулирован постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Постановление N 538).
Виды ОЦДИ определяются в отношении федеральных бюджетных учреждений в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отношении учреждений, находящихся в ведении этих органов (пп. 1 п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, пп. "а" п. 1 Постановления N 538). Перечни ОЦДИ определяются органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителя (п. 12 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). В рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.04.2020 N 243 (далее - Приказ N 243).
Отметим, что ни Приказ N 243, ни положения Постановления N 538 не содержат ограничений для отнесения имущества федеральных бюджетных учреждений, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности или полученного безвозмездно, к категории ОЦДИ. Движимое имущество бюджетного учреждения должно учитываться в составе ОЦДИ исключительно на основании стоимостных и иных критериев, предусмотренных Постановлением N 538 и принятыми в развитие этого постановления правовыми актами (смотрите письма Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111).
Следовательно, в перечень ОЦДИ бюджетное учреждение, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Минприроды России, должно включать имущество в соответствии с положениями Приказа N 243 независимо от источника его приобретения или поступления. При этом ведение перечня ОЦДИ осуществляется непосредственно бюджетным учреждением (п. 5 Постановления N 538). Основанием для ведения такого перечня являются следующие сведения бухгалтерского учета об объекте: полное наименование, балансовая стоимость, инвентарный (учетный) номер (при его наличии). Необходимость включения имущества в перечень ОЦДИ определяется бюджетным учреждением при поступлении имущества в учреждение на основании требований Приказа N 243. В свою очередь, включение имущества в перечень ОЦДИ осуществляется на основании данных бухгалтерского учета.
Согласно п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п.п. 13, 14 ст. 9.2, абзацем 3 п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ. То есть в учреждении может быть ОЦДИ, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. К примеру, для конкретной ситуации имущество стоимостью свыше 500 тыс. рублей, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности или полученное безвозмездно, в отношении которого не принято решение о его закреплении за учреждением, относится к ОЦДИ, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. О возможности ведения бюджетным учреждением перечня ОЦДИ с обособлением того имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, и ОЦДИ, которым бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, указывается и в разъяснениях финансового ведомства (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 31.08.2017 N 02-06-10/56069).
В связи с эти необходимо отметить, что Приказ N 243 определяет виды и порядок включения в перечень ОЦДИ подведомственных бюджетных учреждений. Однако данный нормативный акт не указывает на то, что перечень ОЦДИ является перечнем имущества, подаваемыми учредителю в целях его закрепления за учреждением.
Информация о балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и ОЦДИ, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, отражается в бухгалтерском учете на счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" (п. 116 Инструкции N 174н). При этом показатель счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" не подлежит сверке с перечнем ОЦДИ, который ведет учреждение (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3). Это еще раз указывает на возможность наличия у бюджетного учреждения ОЦДИ, которым оно может самостоятельно распоряжаться. О том, что на сумму приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности ОЦДИ не формируется показатель на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем", указывают также разъяснения финансового ведомства (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 22.10.2015 N 02-07-10/60698).
Таким образом, Приказ N 243 определяет виды ОЦДИ, которые, в свою очередь, должны отражаться в перечне ОЦДИ учреждения. В то же время Приказ N 243 не определяет порядок закрепления ОЦДИ за учреждением. Решение о закреплении имущества за учреждением осуществляется в порядке, определенном учредителем. Например, учредителем может быть предусмотрен порядок, согласно которому утверждение учредителем перечня ОЦДИ является фактом, подтверждающим закрепление указанного в нем имущества за бюджетным учреждением. В таком случае с момента утверждения учредителем перечня ОЦДИ распоряжаться самостоятельно закрепленным имуществом учреждение уже не вправе. Если же учредителем не установлен подобный порядок закрепления имущества, то факт включения объектов в соответствии с требованиями Приказа N 243 в перечень ОЦДИ не является подтверждением закрепления имущества за учреждением, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, или полученного безвозмездно. Наряду с этим учредителем может быть предусмотрен порядок закрепления имущества за учреждением на основании отдельных обращений бюджетного учреждения с обязательным обоснованием необходимости закрепления имущества, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

17 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.