Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение оказывает платные медицинские услуги. Предусмотрена оплата в безналичной форме. Заключен эквайринговый договор с банком с установленным процентом банка с суммы оплаты. Какими бухгалтерскими записями отразить операции по поступлению доходов и расчетам с банком по удержанию комиссии?

Бюджетное учреждение оказывает платные медицинские услуги. Предусмотрена оплата в безналичной форме. Заключен эквайринговый договор с банком с установленным процентом банка с суммы оплаты.
Какими бухгалтерскими записями отразить операции по поступлению доходов и расчетам с банком по удержанию комиссии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции по поступлению оплаты за оказание платных услуг с использованием платежных карт и взаиморасчеты с банком-эквайером по суммам комиссий по своему экономическому содержанию являются разными фактами хозяйственной жизни. В учете они подлежат раздельному отражению. Перечисление банком сумм доходов от оказания платных услуг с одновременным удержанием комиссии за проведение платежей с использованием платежных карт является частным случаем некассовых операций. Нормами инструкций NN 157н, 174н корреспонденции счетов для рассматриваемого случая не определены, учреждению следует разработать порядок учета самостоятельно, согласовав с учредителем и закрепив в рамках учетной политики.

Обоснование вывода:
Взаимоотношения между кредитной организацией - эквайером и учреждением, оказывающим платные услуги, по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, оформляются договором эквайринга. Бюджетные учреждения заключают такой договор без ограничений и на общих основаниях (смотрите письмо ЦБ РФ от 30.07.2013 N 14-27/763, письмо Минфина России от 16.10.2014 N 02-07-10/52197). Порядок оплаты комиссии за обслуживание (перевод денежных средств) устанавливается условиями договора эквайринга. Так, на практике достаточно распространена ситуация, когда комиссия удерживается банком при перечислении учреждению сумм доходов от оказания платных услуг.
Поскольку операции по поступлению оплаты с использованием платежных карт и взаиморасчеты с банком-эквайером по суммам комиссий по своему экономическому содержанию являются разными фактами хозяйственной жизни, в учете они подлежат раздельному отражению.
В соответствии с п. 77 Инструкции N 174н операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражаются по дебету счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" в корреспонденции с кредитом счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".
Порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов бюджетного учреждения с оператором по переводу денежных средств при удержании суммы вознаграждения непосредственно из суммы перевода денежных средств положениями Инструкции N 174н не предусмотрен. Отсутствие в Инструкции N 174н корреспонденций для отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по удержанию банком суммы вознаграждения из суммы перевода, на наш взгляд, не случайно и обусловлено положениями п. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", согласно которым вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
В то же время положения п. 4 Инструкции N 174н позволяют определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 174н, по согласованию с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано бюджетное учреждение, и (или) с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.
При этом отсутствие противоречий применяемой в настоящее время организациями бюджетной сферы методологии бухгалтерского учета является далеко не единственным условием, которое необходимо учесть при определении необходимой корреспонденции: применяемая учреждением корреспонденция также должна обеспечивать корректное формирование бухгалтерской отчетности.
Отметим, что, несмотря на отсутствие в Инструкции N 174н корреспонденций, предусматривающих возможность отражения операций по оплате расходных обязательств с применением счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути", положения Инструкции N 33н на основании аналитических данных, отраженных на забалансовых счетах 18, открытых к счетам 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути", допускают возможность отражения показателей не только в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения", но и в разделе "Расходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) (абзац 7 п. 43 Инструкции N 33н).
На наш взгляд, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операция по удержанию банком суммы вознаграждения непосредственно из суммы доходов, подлежащей перечислению на лицевой счет учреждения, может рассматриваться в качестве операции по расходам, даже несмотря на отсутствие платежного документа, оформляемого учреждением, и ввиду осуществления операций без использования банковского счета. С учетом того, что в соответствии с п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайеру следует отражать в бухгалтерском учете по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н), указанный факт хозяйственной жизни можно отразить по дебету счета 2 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".
Таким образом, описанная в вопросе ситуация с учетом требований Инструкции N 174н может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующей схемы корреспонденций счетов:
1. Дебет 2 205 31 567 Кредит 2 401 10 131
- отражено начисление суммы доходов, полученных от оказания платных услуг;
2. Дебет 2 201 23 510 Кредит 2 205 31 667,
увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 23 000 (130 АнКВД 131 КОСГУ)
- отражен прием оплаты с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения;
3. Дебет 2 109 90 226 (2 401 20 226) Кредит 2 302 26 735
- отражено вознаграждение банка по переводу денежных средств;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 201 23 610,
увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 11 000 (510 АнКВИ 510 КОСГУ),
увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 23 000 (610 АнКВИ 610 КОСГУ)
- отражено зачисление наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства (сумма за вычетом удержанного банком вознаграждения);
5. Дебет 2 302 26 835 Кредит 2 201 23 610,
увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 23 000 (244 КВР 226 КОСГУ)
- отражено удержание вознаграждения банка из суммы, указанной в распоряжении клиента и подлежащей перечислению на лицевой счет учреждения.
Применение указанной схемы корреспонденций счетов в рассматриваемой ситуации, не требуя применения отсутствующих в Инструкции N 174н корреспонденций по счету 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами", позволяет обеспечить корректное отражение операций в отчетности учреждения (ф. 0503737). При этом суммы вознаграждения, удержанные банком по переводу денежных средств непосредственно из суммы, указанной в распоряжении клиента (плательщика), на основании аналитических данных по забалансовому счету 18 (244 КВР), открытому к счету 2 201 23 000, могут быть отражены в соответствующей строке графы 6 раздела "Расходы учреждения" Отчета (ф. 0503737).
Пример отражения операций по приему платежей с использованием банковских карт в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений, а также в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), рассмотренный специалистами финансового ведомства в письме Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257, предполагает наличие показателей в графе 8 по строкам 700 и 720 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (ф. 0503737).
В то же время согласно абзацам 14, 19 и 26 п. 44 Инструкции N 33н отражение показателей в графе 8 по строкам 710 и 720 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (ф. 0503737) не допускается.
С учетом изложенного возможность применения определенной учреждением схемы корреспонденций целесообразно согласовать не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано бюджетное учреждение.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

1 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.