Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Уличное освещение учреждения как отдельный объект основных средств не учитывается. Учреждение заключило договор на устройство уличного освещения. Работы, предусмотренные спецификацией, включают замену фонарей на уже существующих столбах освещения на новые. На какие элемент вида расходов и статью (подстатью) КОСГУ следует отнести такие расходы?

Уличное освещение учреждения как отдельный объект основных средств не учитывается. Учреждение заключило договор на устройство уличного освещения. Работы, предусмотренные спецификацией, включают замену фонарей на уже существующих столбах освещения на новые.
На какие элемент вида расходов и статью (подстатью) КОСГУ следует отнести такие расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по текущему ремонту наружного освещения могут отражаться по элементу видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что неотражение в бухгалтерском учете объектов (системы) наружного освещения, может стать предметом разногласий с контролирующими органами.
К элементам благоустройства относятся, в частности, элементы озеленения, покрытия, ограждения (заборы), уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, элементы освещения, малые архитектурные формы и городская мебель, некапитальные нестационарные сооружения, элементы объектов капитального строительства и тому подобное (п. 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр).
Как правило, элементы благоустройства отвечают критериям, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства" для признания материальных ценностей основными средствами, поэтому в целях бухгалтерского учета они должны отражаться на соответствующих аналитических счетах 101 00 "Основные средства". Принятие такого решения возложено на комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).
В зависимости от технических характеристик объектов благоустройства комиссией может быть принято решение об учете в качестве единого объекта системы уличного освещения, или же осветительные столбы (приборы, объекты и т.п.) могут быть приняты к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств. Окончательное решение принимается профильной комиссией учреждения на основании характеристик объекта, предполагаемого способа использования и т.п.
Таким образом, по решению профильной комиссии учреждение может провести работу по постановке на учет объектов благоустройства (наружного освещения) в порядке оприходования неучтенных объектов основных средств (п. 9 Инструкции N 174н).
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения:
- приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н) в части кодов видов расходов классификации расходов бюджетов;
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н) в части статей, подстатей КОСГУ.
Положениями п. 3 Порядка N 209н предусмотрена группировка расходов в зависимости от экономического содержания операции. В целях принятия решения об отнесении затрат на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ необходимо оценить конечный результат, который планируется достигнуть в результате исполнения договора.
На подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов (п. 10.2.5 Порядка N 209н).
В данном случае, несмотря на то, что предметом договора является устройство уличного освещения, уличное освещение уже создано и происходит замена осветительных приборов на новые, такие работы могут рассматриваться как ремонтные и в этом случае отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Вместе с тем если в рамках заключенного договора будут проводиться работы, связанные с расширением, модернизацией (модернизацией с дооборудованием) объектов наружного освещения, то такие расходы следует отражать по статье 310 КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). Условием для применения статьи 310 КОСГУ будет наличие на учете конкретного объекта основных средств, стоимость которого будет в этом случае увеличена.
В свою очередь, выбор кода видов расходов будет зависеть от вида ремонтных работ. На основании п. 48.2.4.3 Порядка N 85н расходы по капитальному ремонту отражаются по КВР 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества". В то же время прочие закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе в целях осуществления текущего ремонта, отражаются по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Вопросы квалификации работ в качестве капитального или текущего ремонта являются техническими, и находятся в компетенции соответствующих должностных лиц учреждения, которые в свою очередь могут руководствоваться, например, ведомственными нормативными актами (постановление мэрии города Магадана от 12 апреля 2013 г. N 1448 "Об утверждении регламента содержания, технического обслуживания и ремонта электрических сетей (наружных сетей) и установок наружного освещения (уличного освещения) на территории муниципального образования "Город Магадан").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

27 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.