Организация заключила договор на установку видеодомофона. В смете работы по монтажу и само оборудование выделены отдельными строками. В составе оборудования есть такие элементы, как вызывная панель, контроллер, считыватель, видеомонитор и т.д. По завершении работ подрядчик представит акт выполненных работ и накладную.
Как правильно оплатить расходы по данному договору? Как оприходовать основное средство: одним объектом или отдельными частями?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в момент заключения договора у учреждения есть исчерпывающая информация для распределения затрат по статьям (подстатьям) КОСГУ, то учреждение может принять решение об отнесении соответствующих расходов в зависимости от их экономического содержания. Так, например, расходы в части стоимости работ на монтаж видеодомофона могут отражаться по подстатье 226 КОСГУ, в части стоимости приобретаемых объектов основных средств - по статье 310 КОСГУ и в части материальных запасов, необходимых для проведения работ по монтажу, - по подстатье 346 КОСГУ. Вместе с тем если исходя из условий договора на момент его заключения у учреждения нет возможности однозначно распределить расходы между соответствующими статьям (подстатьям) КОСГУ, в таком случае расходы можно квалифицировать как расходы на оплату договора в рамках единого неделимого платежа и принять решение об отнесении их на подстатью 226 КОСГУ в полном объеме. При этом такое решение не может служить основанием для непринятия в состав основных средств отдельных объектов, созданных в результате выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих условиям отнесения объектов к основным средствам.
Обоснование вывода:
Установленный в здании видеодомофон можно отнести к системе контроля и управления доступом (далее - СКУД). В соответствии с п. 3.28 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Росстандарта от 17.12.2008 N 430-ст, СКУД - это совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью. В свою очередь, к средствам контроля и управления доступом относятся механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом (п. 3.30 ГОСТа Р 51241-2008). Исходя из данных определений, можно предположить о большом сходстве СКУД с иными едиными функционирующими системами (например, системой охранной сигнализации) и, как следствие, аналогичном порядке их учета.
Согласно п. 3 Порядка N 209н КОСГУ определяется в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых учреждением, т.е. фактов хозяйственной жизни.
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности охранной сигнализации, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка N 209н).
Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
В то же время согласно абзацу 5 п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренние телефонные и сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Следовательно, установленный видеодомофон, исходя из требований п. 45 Инструкции N 157н, может учитываться в составе здания. При этом работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Поэтому рассматривать данные работы в качестве работ, приводящих к увеличению стоимости здания по п. 27 Инструкции N 157н, нельзя. Следовательно, и применение статьи 310 КОСГУ для целей отражения работ, связанных с монтажом, будет не вполне корректным.
В соответствии с положениями Инструкции N 157н решение вопросов о принятии к учету в составе того или иного вида нефинансовых активов находится в компетенции постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия). При принятии данного решения Комиссия руководствуется п.п. 7, 8, 9, 10 Стандарта "Основные средства" и п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н, а также с учетом конкретных характеристик объектов нефинансовых активов. Соответствующее решение уполномоченных должностных лиц, входящих в состав Комиссии, должно быть основано на их профессиональном (субъективном) суждении. При этом необходимо учитывать, что к самостоятельным инвентарным объектам смонтированной системы видеодомофона может относиться только оборудование, удовлетворяющее критериям отнесения к основным средствам, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления, средства визуального и акустического отображения информации, средства преобразования и т.п. (абзац 5 п. 45 Инструкции N 157н).
Также стоит отметить, что согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т.е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей - товарной накладной.
В рассматриваемой ситуации результат выполнения работ контрагентом будет оформлен актом выполненных работ и товарной накладной, следовательно, такой договор содержит не только условия выполнения работ, но и условия договора поставки. В такой ситуации учреждением может быть принято решение об учете поставляемого оборудования, соответствующего необходимым критериям, в составе основных средств, с отражением расходов на их приобретение по статье 310 КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). В то же время расходы на материальные запасы, необходимые для осуществления монтажа, в соответствии с п. 11.4.6 Порядка N 209н могут отражаться по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
При этом если членам Комиссии не удастся однозначно квалифицировать, какие расходы по договору привели к увеличению стоимости основных средств, а какие нет, то следует отметить, что вопрос отнесение таких расходов Порядком N 209н не урегулирован. Вместе с тем аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н).
Принимая во внимание данный факт, в учреждении может быть принято решение об отражении расходов на монтаж системы видеодомофона по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Иными словами, если условиями договора на монтаж системы предусмотрено направление средств на выполнение работ как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера по аналогии с требованиями, предусмотренными п. 7 Порядка N 209н. Учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отражения расходов в подобных ситуациях следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
Таким образом, если в момент заключения договора у учреждения есть полностью исчерпывающая информация для распределения затрат по статьям (подстатьям) КОСГУ, то учреждение может принять решение об отнесении соответствующих расходов в зависимости от их экономического содержания. Так, например, расходы в части стоимости работ на монтаж видеодомофона могут отражаться по подстатье 226 КОСГУ, в части стоимости приобретаемых объектов основных средств - по статье 310 КОСГУ и в части материальных запасов, необходимых для проведения работ по монтажу, - по подстатье 346 КОСГУ.
Вместе с тем если исходя из условий договора на момент его заключения у учреждения нет возможности однозначно распределить расходы между соответствующими статьям (подстатьям) КОСГУ, в таком случае расходы можно квалифицировать как расходы на оплату договора в рамках единого неделимого платежа и принять решение об отнесении их на подстатью 226 КОСГУ в полном объеме. При этом такое решение не может служить основанием для непринятия в состав основных средств отдельных объектов, созданных в результате выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих условиям отнесения объектов к основным средствам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
19 мая 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.