Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Медицинским учреждением самостоятельно из марли были изготовлены медицинские маски. Медицинские маски предназначены для выдачи медицинскому персоналу в целях использования их во время приема или осмотра пациентов, проведения операций и т.д. По какой подстатье КОСГУ и на каком счете вести учет готовых медицинских масок (0 105 31 000 или 0 105 35 000)?

Медицинским учреждением самостоятельно из марли были изготовлены медицинские маски. Медицинские маски предназначены для выдачи медицинскому персоналу в целях использования их во время приема или осмотра пациентов, проведения операций и т.д.
По какой подстатье КОСГУ и на каком счете вести учет готовых медицинских масок (0 105 31 000 или 0 105 35 000)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинские маски в равной степени оправданно могут быть отнесены и к изделиям, применяемым в медицинских целях (счет 0 105 01 341), и к спецодежде медицинских работников (счет 0 105 05 345), и к прочим материальным запасам (счет 0 105 36 346) в зависимости от функционального назначения рассматриваемых объектов материальных запасов.
Соответствующее решение учреждение должно принять самостоятельно с учетом отраслевой специфики.

Обоснование вывода:
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные элементы статьи 340 КОСГУ.
Вместе с тем специалисты финансового ведомства неоднократно указывали, что группировка запасов - это компетенция учреждения и отраслевого органа власти.
В соответствии с пунктом 11.4.1 Порядка N 209н на подстатью 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ, относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях.
Как правило, при ведении бухгалтерского учета учреждению необходимо обеспечить соответствие аналитического счета учета и подстатьи КОСГУ. Согласно п. 118 инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), для учета медикаментов, компонентов, эндопротезов, бактерийных препаратов, сывороток, вакцин, крови и перевязочных средств и т.д. должен использоваться счет 105 01 "Медикаменты и перевязочные средства". Кроме того, в настоящее время утвержден проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. В соответствии с планируемыми изменениями описание счета 105 01 будет аналогичным КОСГУ 341. То есть на счете 105 01 можно учесть материальные запасы, предназначенные для использования в медицинских целях.
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) мягкого инвентаря, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды)) согласно пп. 11.4.5 п. 11 Порядка N 209н следует отражать по подстатье 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ. Смотрите также письмо Минфина России от 24.01.2020 N 02-08-10/4318. Учет таких материальных запасов должен быть организован на счете 105 05 "Мягкий инвентарь".
Согласно п. 3 раздела II Методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153, в качестве дополнительного инструмента для правильного определения нужной подстатьи для учета материальных запасов возможно использование Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОК 034-2014).
Кроме того, для оценки возможности отнесения объектов к материалам, применяемым в медицинских целях, помимо Классификатора, Минфин рекомендует использовать также отраслевые нормативные акты, например:
- ст. 38 "Медицинские изделия" Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан..." (далее - Закон N 323-ФЗ);
- п. 1 "Инструкции по учету медикаментов", утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747, и др.
Данная позиция отражена в Методических рекомендациях по применению СГС "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075, и в письме Минфина России от 08.05.2019 N 02-08-10/34105.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Реестр медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке, размещается на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет (ч. 10 ст. 38 Закона N 323-ФЗ). В частности, данный реестр содержит такие наименования, как маски лицевые.
Однако сам по себе факт включения конкретных изделий в указанный реестр медицинских изделий не дает оснований для их отнесения на подстатью 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ и учета на счете 105 01. Как было отмечено выше, на нее могут быть отнесены медицинские изделия, применяемые исключительно в медицинских целях. То есть те, которые будут использованы при оказании конкретной медицинской услуги и потреблены непосредственно (однократно) в момент проведения медицинских манипуляций.
Также следует учесть, что в процессе повседневной трудовой деятельности медицинский персонал должен использовать специальную одежду и универсальные защитные устройства (приспособления). В качестве средств индивидуальной защиты рассматриваются в том числе маски лицевые одноразовые, порядок замены которых указан в инструкции к проведению медицинских манипуляций (п. 5.3 методических рекомендаций MP 2.2.9.2242-07, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 16.08.2007). Учитывая специальное назначение медицинских масок, учет их также оправданно может быть организован на счете 105 05 с применением подстатьи 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ,
Вместе с тем в зависимости от функционального назначения и учитывая, что медицинские маски являются одноразовыми изделиями и выдаются сотрудникам не на длительный срок, учреждением может быть принято решение об учете таких материальных запасов в составе прочих материальных запасов с отражением расходов на их приобретение по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. Обращаем внимание, что такое решение следует закрепить в учетной политике учреждения.
Как видим, в равной степени оправданным будет отнесение медицинских масок и к изделиям, применяемым в медицинских целях (счет 0 105 01 341), и к спецодежде медработников (счет 0 105 05 345), и к прочим материальным запасам (счет 0 105 36 346) - все зависит от функционального назначения рассматриваемого объекта материальных запасов.
Соответствующее решение учреждение должно принять самостоятельно с учетом отраслевой специфики, в том числе рекомендаций вышестоящего органа. При этом заключение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов должно исходить из целей использования материальных запасов. В учетной политике медицинского учреждения целесообразно закрепить условия отнесения активов к соответствующей группе аналитического учета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам "Материальные запасы" (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.