Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное государственное бюджетное учреждение имеет на балансе объекты, не задействованные в выполнении государственного задания и не используемые в приносящей доход деятельности: 1) земельный участок; 2) отдельно стоящее строение; 3) пустующие части (помещения) служебного здания (часть помещений используется отделом кадров и отделом охраны труда, часть сдается в аренду, значительная часть пустует). Все земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, получены соответствующие выписки из ЕГРН. Объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления учредителем. Из каких источников (КФО 2, КФО 4) следует оплачивать налоги (земельный, на имущество)? Каково содержание (223, 225, 226 КОСГУ) указанных объектов?

Федеральное государственное бюджетное учреждение имеет на балансе объекты, не задействованные в выполнении государственного задания и не используемые в приносящей доход деятельности: 1) земельный участок; 2) отдельно стоящее строение; 3) пустующие части (помещения) служебного здания (часть помещений используется отделом кадров и отделом охраны труда, часть сдается в аренду, значительная часть пустует). Все земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, получены соответствующие выписки из ЕГРН. Объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления учредителем.
Из каких источников (КФО 2, КФО 4) следует оплачивать налоги (земельный, на имущество)? Каково содержание (223, 225, 226 КОСГУ) указанных объектов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление и уплата налога на землю по не используемому в хозяйственной деятельности бюджетного учреждения земельному участку может быть осуществлена за счет приносящей доход деятельности (КФО 2) или за счет субсидии на иные цели (КФО 5), если такая была выделена на покрытие указанных затрат.
Затраты по содержанию, а также начисление и уплата имущественного налога по недвижимому имуществу, часть которого не вовлечена в хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, может быть распределена между средствами субсидии на государственное задание (КФО 4) и средствами от приносящей доход деятельности (КФО 2). Правила распределения следует закрепить в Учетной политике бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
Объекты недвижимого имущества (служебные здания, отдельно стоящие строения), закрепленные на праве оперативного управления за бюджетным учреждением органом, осуществляющим функции учредителя, а также земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, подлежат отражению в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения КФО 4 (абзац 9 п. 9, абзац 4 п. 20 Инструкции N 174н) как имущество, переданное бюджетному учреждению на выполнение государственного задания.
Порядок финансового обеспечения содержания такого имущества*(1), а также затрат на уплату имущественных налогов (налог на землю, налог на имущество) для федерального бюджетного учреждения определяется Правительством РФ (п. 7 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) и в настоящее время закреплен в пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение N 640). Учитывая, что финансовое обеспечение предоставляется в форме субсидии на выполнение государственного задания, имущество, принимаемое для расчета затрат на содержание и уплату налогов, должно использоваться в рамках исполнения государственного задания. Такая норма заключена в:
- пункте 12 Положения N 640, в котором с 2019 года больше не содержится указания на включение в расчет субсидии затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для общехозяйственных нужд;
- пункте 33 Положения N 640, в котором установлено требование: в случае, если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, включить затраты на уплату имущественных налогов в годовой объем субсидии пропорционально коэффициенту платной деятельности*(2).
Отражение имущества, закрепленного за учреждением по КФО 4, не является препятствием для его использования в иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения (письмо Минфина России от 13.09.2012 N 02-06-10/3694). Поэтому если учреждение выполняет работы, оказывает услуги как в рамках, определенных государственным заданием, так и приносящей доход деятельности, то целесообразно в Учетной политике предусмотреть правила распределение затрат на содержание имущества и уплату имущественных налогов. Тем самым будет гарантировано основное целевое предназначение средств субсидии - финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период.
Распределение указанных затрат и имущественных налогов между КФО 4 и КФО 2 может осуществляться, например:
- пропорционально доле фактически полученных доходов за период (квартал, год) от предпринимательской деятельности в общем объеме средств, определенных на ведение деятельности в этом периоде;
- по имуществу, одновременно используемому в двух видах деятельности (выполнение госзадания и оказание платных услуг), - пропорционально доле (плановой или фактической) доходов от этих видов деятельности, а по имуществу, используемому в рамках одного вида деятельности, - по соответствующему деятельности источнику (КФО 4 или КФО 2).
Однако если на балансе учреждения числится имущество, которое как инвентарный объект в целом не используется ни по одному из видов деятельности (в рассматриваемой ситуации это земельный участок), то покрытие затрат на его содержание и уплату налогов возможно:
- за счет средств субсидии на иные цели (по КФО 5)*(3);
- за счет средств от приносящей доход деятельности (по КФО 2) как единственного источника, по которому на законодательном уровне не установлено целевое расходование средств.
Затраты на содержание, включая и уплату налогов, имущества, по которому только часть (не выделенная на отдельный объект учета) не используется ни по одному из видов деятельности (в рассматриваемой ситуации это здание, не разделенное в учете на отдельные помещения), распределяются в полном объеме по источникам видов финансового обеспечения:
- по КФО 4, если используемая часть имущества относится только к выполнению государственного задания;
- по КФО 2, если используемая часть имущества относится только к приносящей доход деятельности;
- по установленным правилам распределения затрат между КФО 4 и КФО 2, если используемая часть имущества вовлечена в разные виды хозяйственной деятельности. Для рассматриваемого случая это может быть, например, распределение затрат пропорционально доле помещений, переданных по договорам аренды, к общей площади используемых помещений здания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее совместное упоминание недвижимого имущества и земельных участков в рамках ответа определено как единое понятие "имущество".
*(2) Расчет коэффициента платной деятельности приведен в этом же пункте - п. 33 Положения N 640.
*(3) Подробнее о субсидии на иные цели (правила ее предоставления, правила расходования средств) смотрите в Энциклопедии решений. Субсидия на иные цели (для госсекора).