Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган управления муниципальным имуществом приобретает жилые помещения, которые после государственной регистрации права собственности подлежат передаче в казну муниципального образования в этот же орган управления муниципальным имуществом. По прошествии пяти лет некоторые жилые помещения приватизируются гражданами. Какими бухгалтерскими записями следует отражать вышеперечисленные операции? Какие код вида дохода и КОСГУ указывать?

Орган управления муниципальным имуществом приобретает жилые помещения, которые после государственной регистрации права собственности подлежат передаче в казну муниципального образования в этот же орган управления муниципальным имуществом. По прошествии пяти лет некоторые жилые помещения приватизируются гражданами.
Какими бухгалтерскими записями следует отражать вышеперечисленные операции? Какие код вида дохода и КОСГУ указывать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности, жилые помещения отражаются в составе муниципальной казны бухгалтерской записью по дебету счета 1 108 51 310 "Недвижимое имущество, составляющее казну" и кредиту счета 1 106 11 310 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество".
Выбытие жилых помещений при их приватизации (приобретении физическими лицами) на основании документов, подтверждающих снятие с государственной регистрации права собственности на эти объекты, отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту счета 1 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну". В 15-17 разрядах счета 1 401 10 172 указывается статья 410 "Уменьшение стоимости основных средств" аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Обоснование вывода:
Орган управления муниципальным имуществом может приобретать (создавать) имущество с целью его включения в состав казны, в т.ч. и жилые помещения. Отражение в бюджетном учете уполномоченного органа операций с объектами имущества казны производится в соответствии с положениями Инструкции N 157н, а также Инструкции N 162н.
Принятие к бюджетному учету приобретенных жилых помещений, отнесенных согласно законодательству РФ к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ), в состав имущества казны отражается по дебету счета 1 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" и кредиту счета 1 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество" (абзац 5 п. 38 Инструкции N 162н). Согласно п. 36 Инструкции N 157н основанием для принятия к учету (так же как и последующее выбытие из учета) любых объектов недвижимого имущества, в том числе и в составе казны, являются первичные документы, к которым обязательно должны прилагаться документы, подтверждающие государственную регистрацию права или сделки.
Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы собственником, например:
- в пользование по договору социального найма жилого помещения (глава 8 ЖК РФ);
- в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества (ч. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ).
В случае заключения договора социального найма для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением имущества в бюджетном учете органа управления муниципальным имуществом следует отразить информацию о договоре на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" с сохранением учета переданного актива (жилого помещения) на балансовом счете 1 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" (письмо Минфина России от 26.12.2019 N 02-07-10/102212).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе их приобрести. Согласно ст. 1 Закона N 1541-1 такая передача жилых помещений может происходить без взимания платы, т.е. являться приватизацией жилых помещений. Однако, несмотря на безвозмездность передачи жилых помещений, экономическую сущность этой хозяйственной операции следует рассматривать как реализацию основного средства (жилого помещения).
Положения Инструкции N 162н не содержат конкретного порядка отражения выбытия недвижимого имущества казны при принятии решения об их приватизации, поэтому такую корреспонденцию учреждению следует определить самостоятельно и закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н. По нашему мнению, одним из вариантов отражения рассматриваемой ситуации в бюджетном учете может быть норма, определенная по аналогии с реализацией основных средств. Например, выбытие объектов основных средств при их продаже осуществляется с использованием счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 10 Инструкции N 162н).
По общему правилу для отражения финансового результата от реализации основных средств используют подстатью 172 КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка N 209н) в увязке со статьей 410 "Уменьшение стоимости основных средств" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.2.1 Порядка N 85н).
Соответственно, рассматриваемые хозяйственные ситуации могут быть отражены в бюджетном учете казенного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х (1 208 ХХ 66Х)
- формирование первоначальной стоимости жилых помещений, подлежащих включению в состав имущества казны;
2. Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 106 11 310
- на основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности, жилые помещения учтены в составе казны;
3. Увеличение забалансового счета 26
- на основании заключенных договоров найма жилого помещения;
Уменьшение забалансового счета 26
- на основании расторгнутых договоров найма жилого помещения;
4. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 108 51 310
- на основании документов, подтверждающих снятие с государственной регистрации права собственности, отражено выбытие жилых помещений из состава муниципальной казны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

25 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.