Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение планирует заключить муниципальный контракт по установке ограждения из материалов подрядчика. В связи с тем, что земельный участок, где будет устанавливаться ограждение, имеет неровную поверхность, предварительно необходимо произвести инженерно-геодезические работы и составить рабочий проект ограждения. По какому КОСГУ и КВР произвести расходы по установке ограждения и по составлению проекта?

Казенное учреждение планирует заключить муниципальный контракт по установке ограждения из материалов подрядчика. В связи с тем, что земельный участок, где будет устанавливаться ограждение, имеет неровную поверхность, предварительно необходимо произвести инженерно-геодезические работы и составить рабочий проект ограждения.
По какому КОСГУ и КВР произвести расходы по установке ограждения и по составлению проекта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции и зависит от квалификации ограждения в качестве объекта нефинансовых активов профильной комиссией.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации бюджетные учреждения руководствуются Порядком N 132н, а в части отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ - Порядком N 209н.
В 2019 году расходы на разработку проектной документации могут быть отнесены на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ или подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Определяющим фактором для отнесения расходов на проектирование при выборе той или иной подстатьи КОСГУ является цель разработки проекта: для целей капитальных вложений или нет.
На подстатью 228 КОСГУ относятся расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства и реконструкции объектов нефинансовых активов (п. 10.2.8. Порядка N 209н). Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Если же объекта капвложений не возникает, то расходы на разработку проектной и сметной документации относятся на подстатью 226 КОСГУ. Так, на код 226 КОСГУ относятся расходы на оплату услуг по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы, включая проведение архитектурно-археологических обмеров, разработку генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории, межевание границ земельных участков, работы по типовому проектированию, разработку схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировку территорий, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Порядок N 132н также ставит определение элемента кода видов расходов проекта в зависимость от экономического содержания хозяйственной операции, то есть от квалификации ограждения в качестве объекта нефинансовых активов. По элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" отражаются расходы бюджетных учреждений по осуществлению капитальных вложений (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства) в объекты капитального строительства (п. 51.4.2 Порядка N 132н). По элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетных учреждений по капитальному ремонту (51.2.4.3 Порядка N 132н). По элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (51.2.4.4 Порядка N 132н).
В рассматриваемой ситуации проектные работы ведутся с целью обследования земельного участка для последующего ограждения территории, а значит, код бюджетной классификации оплаты работ напрямую будет зависеть от квалификации ограждения как объекта нефинансовых активов.
Согласно п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами (абзац шестой п. 45 Инструкции N 157н). На основании заключения профильной комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, основанное на их профессиональном суждении и соответствующей технической документации (п. 34 Инструкции N 157н), принимается решение об учете ограждения в составе здания или в качестве самостоятельного объекта, а также определяется группа нефинансовых активов для учета ограждения: в составе движимого или недвижимого имущества учреждения.
Обращаем внимание, что даже учитываемое как самостоятельный объект ограждение может быть учтено в составе недвижимого имущества учреждения при соответствии требованиям гражданского законодательства: сооружение прочно связано с землей, перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ). В сложившейся судебной практике содержится позиция о том, что ограждение как объект вспомогательного назначения не является объектом капитального строительства (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2018 по делу N А07-667/2018, решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2018 по делу N А76-10765/2018). Однако с учетом технических характеристик некоторые суды признают ограждения объектами капитального строительства (решение Арбитражного суда Курской области от 04.08.2015 по делу N А35-881/2015, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2017 по делу N А15-3182/2013). При этом если комиссией учреждения будет принято решение об отнесении ограждения к самостоятельному объекту недвижимости, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке и подтверждаться выпиской из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно п. 11.1 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной собственности, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Соответственно, оплата договора на установку ограждения из материалов подрядчика оплачивается по статье 310 КОСГУ.
Учитывая изложенное, в зависимости от квалификации ограждения в качестве объекта нефинансовых активов по решению комиссии, оплата производится по следующим кодам:
- если ограждение возводится как самостоятельный объект недвижимости, который впоследствии будет зарегистрирован в установленном порядке и подтверждаться выпиской из ЕГРН, и его строительство надлежащим образом оформлено в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, то оплата договоров производится с применением элемента кода вида расходов 407 АнКВД в увязке с подстатьей 228 КОСГУ - для оплаты работ по составлению проекта строительства и с подстатьей 310 КОСГУ - для оплаты договора на возведение ограждения из материалов подрядчика;
- если ограждение возводится в рамках проведения капитального ремонта здания в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, то оплата договоров производится с применением элемента кода вида расходов 243 АнКВД в увязке с подстатьей 226 КОСГУ - для оплаты работ по составлению проекта и с подстатьей 310 КОСГУ - для оплаты договора на возведение ограждения из материалов подрядчика;
- если ограждение возводится как объект, который впоследствии планируется учитывать в составе движимого имущества учреждения, или в качестве дооборудования (модернизации) здания, то оплата договоров производится с применением элемента кода вида расходов 244 АнКВД в увязке с подстатьей 228 КОСГУ - для оплаты работ по составлению проекта и с подстатьей 310 КОСГУ - для оплаты договора на возведение ограждения из материалов подрядчика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на разработку проектно-сметной документации (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

23 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.