Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение строит объект недвижимости - комплекс. Вложения в комплекс, формируемые при строительстве, учитываются на счете 106. Строительство осуществляется по КВР 407. С сетевой организацией заключен договор по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, включая проектирование, строительство, реконструкцию. Результатом исполнения договора для учреждения будет являться увеличение мощности электросетевого хозяйства, для исполнителя (сетевой организации) - постановка на баланс электрической подстанции. Данные затраты будут учтены при формировании первоначальной стоимости комплекса. На какие код вида расходов и статью КОСГУ отнести расходы по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, включая проектирование, строительство, реконструкцию?

Бюджетное учреждение строит объект недвижимости - комплекс. Вложения в комплекс, формируемые при строительстве, учитываются на счете 106. Строительство осуществляется по КВР 407.
С сетевой организацией заключен договор по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, включая проектирование, строительство, реконструкцию.
Результатом исполнения договора для учреждения будет являться увеличение мощности электросетевого хозяйства, для исполнителя (сетевой организации) - постановка на баланс электрической подстанции. Данные затраты будут учтены при формировании первоначальной стоимости комплекса.
На какие код вида расходов и статью КОСГУ отнести расходы по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, включая проектирование, строительство, реконструкцию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если расходы по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям предусмотрены сводным сметным расчетом строительства, они могут быть включены в первоначальную стоимость объекта недвижимости и учтены по виду расходов 407 и подстатье 228 КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 14 СГС "Основные средства", п. 23 Инструкции N 157н объекты основных средств принимаются к балансовому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС (п. 15 СГС "Основные средства"). По сути, состав расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта, является открытым. Главное правило - затраты должны быть непосредственно направлены на приобретение, сооружение или изготовление (создание) объекта основных средств, его доставку в организацию (включая страхование), а также связаны с приведением объекта в состояние, пригодное к использованию. При этом не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта. Для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты основных средств, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 106 01 "Вложения в основные средства" (п.п. 127, 130 Инструкции N 157н).
Вопрос отнесения расходов по технологическому присоединению рассматривался специалистами финансового ведомства и налоговыми органами применительно к налогообложению прибыли. При этом они приходили к выводу, что данные расходы непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования (смотрите, например, письмо Минфина России от 19.02.2014 N 03-03-06/1/7019, письмо УФНС России по г. Москве от 07.08.2012 N 16-15/071664@).
Кроме того, вывод о том, что расходы по технологическому присоединению непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, может быть подкреплен следующим. Акт об осуществлении технологического присоединения не входит в перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приведенный в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов следует определить, насколько данные расходы могут включаться в первоначальную стоимость основного средства. От этого зависит в том числе и порядок применения бюджетной классификация для осуществления расходов.
Бюджетные учреждение относят расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ в соответствии с Порядком N 209н, исходя из их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н). В целях определения элемента вида расходов бюджетов применяются положения Порядка N 132н.
Согласно пп. 51.4.2 п. 51 Порядка N 132н расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по осуществлению капитальных вложений (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства) в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности отражаются по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями".
В свою очередь, расходы относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в следующем порядке:
- на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ, в том числе работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности. Кроме того, перечень расходов, относимых на подстатью 226 КОСГУ, закрытым не является и предусматривает отнесение других аналогичных расходов (пп. 10.2.6 п. 10 Порядка N 209н);
- на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений (пп. 10.2.8 п. 10 Порядка N 209н);
- на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы государственных бюджетных учреждений по оплате государственных контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование (пп. 11.1. п. 11 Порядка N 209н). Статья 310 КОСГУ в рассматриваемой ситуации может использоваться только в случае, если по итогам выполненных в рамках договора технологического присоединения работ к учету могут приниматься объекты основных средств.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (п. 1 ст. 26 Закона N 35-ФЗ).
Учитывая процедуру технологического присоединения, приведенную в п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, а также форму Акта об осуществлении технологического присоединения, приведенную в Приложении N 1 к названным правилам, можно сделать вывод, что объекты электросетевого хозяйства являются собственностью сетевой организации, а энергопринимающие устройства - заказчика. То есть фактически сетевая организация по договору технологического присоединения оказывает только услуги - оборудования (объектов основных средств) заказчик по данному договору не получает. Следовательно, расходы по рассматриваемому договору не могут быть отнесены на статью 310 КОСГУ.
Под сетями инженерно-технического обеспечения понимают совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло- водоснабжения и водоотведения (п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83).
Следовательно, прямо к подстатье 226 КОСГУ отнести расходы по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети нельзя. В то же время данные расходы могут быть отнесены на данную подстатью, как не отнесенные на подстатьи 221-225 КОСГУ и аналогичные расходам по осуществлению работ по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения. Применение подстатьи 226 КОСГУ будет обоснованно в том случае, если расходы по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям будут отнесены на финансовый результат (затраты) учреждения и не будут участвовать при формировании первоначальной стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем, как уже было отмечено ранее, расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. При этом по КОСГУ 228 исходя из пояснений, которые дают специалисты финансового ведомства, отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. То есть в части основных средств это те расходы, которые в дальнейшем приведут к формированию вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н).
Таким образом, если в учреждении принято решение о включении расходов по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в первоначальную стоимость объекта недвижимости, расходы по такому договору могут отражаться по виду расходов 407 и подстатье 228 КОСГУ. Причем условием применения кодов видов расходов из группы 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" в подобных ситуациях, как правило, является включение соответствующих затрат в сводный сметный расчет строительства (письмо Минфина России от 30.04.2019 N 02-05-11/32973).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Ответ прошел контроль качества

29 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.