Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На территории автономного учреждения при проведении инвентаризации обнаружена теплица, сейчас необходимо поставить ее на баланс учреждения. Может ли учреждение самостоятельно рассчитать балансовую стоимость теплицы, или необходимо обратиться к оценочной организации?

На территории автономного учреждения при проведении инвентаризации обнаружена теплица, сейчас необходимо поставить ее на баланс учреждения.
Может ли учреждение самостоятельно рассчитать балансовую стоимость теплицы, или необходимо обратиться к оценочной организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении определения справедливой стоимости обращение к оценочной организации (эксперту) является правом, а не обязанностью автономного учреждения. Оценка может осуществляться самостоятельно на основании заключения профильной комиссии учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. При этом движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признание вещи бесхозяйной.
После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи учреждение отражает ее поступление в бухгалтерском учете в качестве излишков. Однако обратим внимание, что в силу своего назначения и характеристик теплица может быть отнесена как к движимому, так и к недвижимому имуществу. Согласно п. 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, если материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании)) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права (п. 36 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257). Поэтому в случае, если на основании решения профильной комиссии теплица будет отнесена в состав недвижимого имущества, то для принятия ее на балансовый учет учреждению необходимо располагать документами, подтверждающими государственную регистрацию права оперативного управления.
До регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества у учреждения отсутствуют основания для учета подобных объектов на счетах аналитического счета 101 00 "Основные средства" (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016). В соответствии с положениями действующего законодательства в течение времени оформления государственной регистрации учреждение может осуществлять учет такого объекта недвижимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Выявленную в ходе проведения инвентаризации теплицу и не учтенную ранее в данном случае можно рассмотреть в качестве необменной операции, то есть операции, в ходе которой субъект учета получает активы без непосредственного предоставления в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам) (п. 7 СГС "Основные средства").
В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (смотрите также п. 22 СГС "Основные средства").
Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются (п. 54 СГС "Концептуальные основы"):
- метод рыночных цен;
- метод амортизированной стоимости замещения.
Однако для конкретной ситуации, согласно п. 25 Инструкции N 157н, определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанного актива на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется на основе цены, действующей на дату принятия к учету имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта комиссией по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия) используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в профильной комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов. В случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект, один рубль.
Обратим внимание, что действующее законодательство не содержит обязательного требования об обращении к оценщикам или независимым экспертам в отношении определения справедливой стоимости. Другими словами, заключение договора с оценочной организацией (экспертом) является правом, а не обязанностью учреждения госсектора. Оценка может осуществляться самостоятельно на основании заключения профильной комиссии учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально (п. 59 СГС "Концептуальные основы").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

7 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.