Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Надо ли хранить на бумажном носителе банковские выписки?

Надо ли хранить на бумажном носителе банковские выписки?

Надо ли хранить на бумажном носителе банковские выписки? Каковы реквизиты нормативных актов или любых других, регламентирующих порядок хранения вышеназванных документов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством не установлена обязанность хранения банковских выписок на бумажном носителе.

Обоснование вывода:

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В соответствии с п. 23 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденного приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н (далее - ФСБУ 27/2021), экономический субъект должен хранить подлинники документов бухгалтерского учета (первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета), составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа. Документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены (п. 24 ФСБУ 27/2021).

Электронным документом признается информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"). Электронные документы распечатывать и хранить на бумажном носителе не нужно (письмо Минфина России от 13.01.2016 N 03-03-06/1/259, Вопрос: Нужно ли создавать копии электронных документов на бумажном носителе и хранить их в бумажном виде? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)).

Банковская выписка не является первичным учетным документом в отличие от платежного поручения. Так, если электронное платежное поручение заверено квалифицированной электронной подписью, выводить такой документ на бумажный носитель или распечатывать банковские выписки не требуется (письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-03-06/1/24).

В определении ВС РФ от 30.01.2017 N 307-ЭС16-19374 по делу N А56-73410/2015 указано: банковские выписки не являются первичной бухгалтерской документацией по смыслу Закона о бухгалтерском учете, в связи с чем на общество не возлагается обязанность по их хранению. Выписки не составляются обществом и не подписываются руководителем организации и главным бухгалтером общества. Указанные выписки предоставляются банками и содержат информацию, предоставляемую кредитными организациями (постановление Двадцатого ААС от 25.03.2024 N 20АП-6996/23 по делу N А54-2218/2022).

Вместе с тем в силу действующего законодательства Российской Федерации налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, и непредставление таких документов является основанием для привлечения к налоговой ответственности. Кроме того, требования налогового органа по истребованию у налогоплательщика документов независимо от того, предусмотрено ли ведение данных документов налоговым законодательством, законодательством о бухгалтерском учете или нормами иных отраслей права, являются правомерными (смотрите постановление АС Московского округа от 23.03.2021 по делу N А40-31193/2020).

В силу подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Течение пятилетнего срока начинается после налогового (отчетного, расчетного) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, исчисления и уплаты налога (сбора, страховых взносов), в том числе для подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-11/45829).

Указанный порядок распространяется на хранение документов электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе "Клиент-банк" (Вопрос: Какой срок хранения первичных учетных документов (накладных и счетов-фактур, банковских выписок и пр.) и документов электронных систем документооборота для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", август 2021 г.), письмо Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/104).

Таким образом, несмотря на то, что банковские выписки не являются первичными документами, есть необходимость в хранении данных документов.

Законодательством не установлена обязанность хранить банковские выписки на бумажных носителях. Банковские выписки могут храниться в электронном виде в виде выгруженных файлов. При этом в целях обеспечения безопасности целесообразно создавать резервные копии сохраненных документов на съемных носителях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

19 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.