Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Какими проводками бюджетному учреждению отразить возврат авансовых платежей покупателю по эквайрингу?

Какими проводками бюджетному учреждению отразить возврат авансовых платежей покупателю по эквайрингу?

Бюджетное учреждение заключило договор эквайринга с сервисом "Юмани". Учреждение произвело возврат покупателю оплаты за неоказанные услуги на счет средств обеспечения возвратов сервиса "Юмани". Сервисом возврат осуществлен из сумм поступивших платежей, и сумма возврата осталась на счете сервиса, то есть в учреждении образовалась дебиторская задолженность.
Какими проводками учреждению необходимо отразить данную ситуацию? На каком счете должна числиться задолженность сервиса?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции, связанные с перечислением денежных средств на счет обеспечения возвратов сервиса электронных платежей могут быть отражены с использованием счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами".

Ввиду неурегулированности данного вопроса вариант отражения операций следует согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и закрепить в рамках учетной политики бюджетного учреждения.

Обоснование позиции:

Юмани - это электронная платежная система, созданная для безналичных операций в сети Интернет. Эквайринг - это сервис, который позволяет принимать оплату за товары, работы, услуги банковскими картами. Он осуществляется уполномоченным банком-эквайером путем установки платежных терминалов или подключения облачной кассы. При оплате товара или услуги платежной картой расчеты между покупателем и учреждением напрямую не производятся. Расчеты с учреждением проводит обслуживающий его банк-эквайер, а с ним, в свою очередь, банк, держателем карты которого является покупатель. Взаимоотношения между кредитной организацией - эквайером и учреждением, оказывающим платные услуги, по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, оформляются договором эквайринга.

Операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражаются по дебету счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 77 Инструкции N 174н).

В свою очередь, поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм полученных платежей с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражается по кредиту счета 0 201 23 610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" и дебету счета 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" (п. 78 Инструкции N 174н).

В то же время Инструкцией 174н не урегулирован порядок отражения в учете возврата денежных средств по договору эквайринга, поэтому бухгалтерские записи следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закрепить в учетной политике.

В том случае, если возврат авансовых платежей (предоплат) посетителям учреждением осуществляется с лицевого счета учреждения, то операция по возврату средств может отражаться по кредиту счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" по аналогии с возвратом излишне полученных доходов (п. 73 Инструкции N 174н).

Если возврат предоплат посетителям осуществляется из сумм поступивших платежей, то в таком случае, полагаем, операция может осуществляться обратной приему оплаты за услуги через платежный терминал бухгалтерской записью, т.е. по дебету счета 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" в корреспонденции с кредитом счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".

В рассматриваемой ситуации в связи с тем, что платежи на определенный момент времени не поступали, возврат денежных средств посетителю за неоказанные услуги учреждением планировалось осуществить за счет средств обеспечения возвратов сервиса "Юмани". С этой целью с лицевого счета учреждения произведен перевод денежных средств на счет сервиса электронных платежей. Однако в тот момент, когда деньги поступили на счет обеспечения возвратов сервиса, платежи за услуги начали поступать, и сервис осуществил возврат средств посетителю из сумм поступивших платежей. Таким образом, в учреждении образовалась дебиторская задолженность сервиса электронных платежей в сумме перечислений на счет обеспечения возвратов.

Следует отметить, что действующими инструкциями по бухгалтерскому учету не предусмотрен конкретный счет для учета расчетов с организацией-эквайером, а также не урегулирован порядок отражения операций по перечислению денежных средств сервису электронных платежей для обеспечения возвратов предоплат получателям услуг.

Вместе с тем согласно п. 235 Инструкции N 157н расчеты с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Инструкции N 157н, учитываются на счете 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами".

В этой связи считаем, что для учета расчетов с сервисом "Юмани" по отражению операций, связанных с перечислением средств на счет обеспечения возвратов сервиса электронных платежей и их возвратом учреждению, может быть использован счет 2 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами". Разработанную схему корреспонденций счетов учреждению следует также согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закрепить в учетной политике.

Таким образом, рассматриваемая ситуация в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет 2 201 23 510 Кредит 2 205 31 667,

увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 23 000 (130 АнКВД 131 КОСГУ)

- отражен прием оплаты с использованием банковской карты получателя услуг через платежный терминал (сервис электронных платежей);

2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 201 23 610,

увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 11 000 (510 АнКВИ 510 КОСГУ),

увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 23 000 (610 АнКВИ 610 КОСГУ)

- отражено зачисление на лицевой счет в органе казначейства полученных платежей с применением банковских карт плательщиков через платежный терминал (сервис электронных платежей);

3. Дебет 2 210 05 565 Кредит 2 201 11 610,

увеличение забалансового счета 18, открытому к счету 2 201 11 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)

- отражено внесение средств на счет обеспечения возвратов сервиса электронных платежей с лицевого счета в органе казначейства;

4. Дебет 2 205 31 567 Кредит 2 201 23 610,

уменьшение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 23 000 (130 АнКВД 131 КОСГУ)

- отражен возврат денежных средств на банковскую карту получателя услуг сервисом электронных платежей из сумм поступивших платежей;

5. Дебет 2 201 23 510 Кредит 2 210 05 665,

увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 23 000 (510 АнКВИ 510 КОСГУ)

- отражено восстановление средств со счета обеспечения возвратов сервиса электронных платежей на счет учета поступающих платежей учреждения;

6. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 665,

увеличение забалансового счета 17, открытому к счету 2 201 11 000 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)

- отражен возврат остатка средств со счета обеспечения возвратов сервиса электронных платежей на лицевой счет в органе казначейства.

Полагаем, что для возврата дебиторской задолженности сервиса электронных платежей, в т.ч. восстановления средств на счете учета поступающих платежей, учреждению необходимо проанализировать договор эквайринга на предмет документального оформления возврата средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Солдатова Людмила

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена

5 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.