Расходы (прямые или косвенные) на эксплуатацию и содержание автомобилей в налоговом учете
Организация (общая система налогообложения) имеет на балансе автомобили, которые используются для доставки готовой продукции до терминалов транспортных компаний, для доставки материалов со склада поставщика на склады организации, для перевозки комплектующих между подразделениями организации, разово для поездок в банк, ИФНС, СФР.
Может ли организация начисленную амортизацию, расходы на ГСМ, расходы на ремонт и ТО учитывать как косвенные в налоговом учете?
Налогоплательщикам дано право самостоятельно установить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Смотрите также письма Минфина России от 18.08.2020 N 03-03-07/72404, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/636, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/531. При этом можно утвердить перечень прямых расходов, который отличается от предложенного в ст. 318 НК РФ, исходя из специфики деятельности налогоплательщика (письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101).
Минфин России также обращает внимание: из анализа норм статей 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщиком расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Налогоплательщик вправе в целях налогообложения прибыли отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей. Смотрите письма от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943.
Пунктом 1 ст. 319 НК РФ установлено, что если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (письма Минфина России от 12.05.2017 N 03-03-06/1/28744, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/636, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79).
Таким образом, организация самостоятельно решает, какие затраты относятся к прямым расходам. При этом для налогового органа представляет интерес правомерность квалификации расходов в качестве косвенных (не было ли у налогоплательщика возможности отнести их к прямым).
Комментарии (рассмотрение) ситуации, когда имущество используется при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) не в полном объеме (одновременно используется в иных целях, не связанных с производством) и каким образом при этом квалифицировать расходы (прямые, косвенные), мы не нашли ни в разъяснениях чиновников, ни в судебной практике.
Если у организации имеется возможность с использованием экономических обоснованных показателей распределить возникшие расходы по автомобилям как между разными операциями (разделить на прямые и косвенные), а также в части, выделенной в качестве прямых, - распределить между видами продукции, то полагаем, что можно пойти по такому пути (часть расходов по эксплуатации и обслуживанию автомобилей признать прямыми, а часть - косвенными).
Если же у организации отсутствует возможность распределения затрат по эксплуатации и обслуживанию автомобилей с использованием экономически обоснованных показателей, то их в полном объеме можно отнести к косвенным расходам.
Каким образом описанную ситуацию расценит налоговый орган, сложно сказать. Вместе с тем если заработная плата водителей включается в состав прямых расходов, то полагаем, что в этом случае налоговый орган вполне может заинтересоваться, почему иные расходы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием автомобилей, учтены в составе косвенных расходов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете (апрель 2025 г.);
- Вопрос: О включении в целях налогообложения прибыли амортизации по ОС, используемым при производстве продукции, в состав косвенных расходов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2025 г.);
- Вопрос: Организация занимается следующими видами деятельности: золотодобыча по собственным лицензиям (прямые расходы относятся на себестоимость добытого металла, признаются в налоговом учете по мере реализации); геологоразведка по своим поисковым лицензиям (прямые расходы относятся на "расходы на освоение природных ресурсов", списываются в течение 12 месяцев с их совершения); золотодобыча, в качестве подрядчика, по лицензии третьих лиц. Возможно ли в связи с трудоемкостью распределения амортизации по конкретным видам деятельности учитывать ее в косвенных расходах в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.)
- Суды постоянно сокращают перечень косвенных расходов налогоплательщиков (И.И. Тимонина, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2021 г.);
- Спорные вопросы распределения затрат на прямые и косвенные (О.Ю. Поздышева, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 5, май 2020 г.);
- Всё, что не прямое, то косвенное, или О неудачной попытке ИФНС "перекроить" учётную политику налогоплательщика (А. Анищенко, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 4, апрель 2017 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.