Обнаружение имущества должника, в отношении которого прекращено дело о банкротстве, при рассмотрении дела о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ
В 2017 г. в отношении Международного потребительского общества "О." было возбуждено дело о банкротстве.
В 2020 г в процедуре наблюдения названного Общества в связи с отсутствием имущества, достаточного для погашения расходов на проведение процедуры, производство по делу о банкротстве прекращено на основании абзаца 8 п. 1 ст. 57 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В настоящее время вне рамок о банкротстве рассматривается дело о привлечении КДЛ "О." к субсидиарной ответственности.
Кредиторами найдена информация о том, что должник "О." в 2014 г. со своих счетов осуществлял с периодичностью переводы денежных средств в некое ООО Управляющая компания "....", с которой (как в настоящее время стало известно) был заключен "Договор инвестиционного товарищества "О." от 2014 г., где эта Управляющая компания значится как Управляющий товарищ. Договор инвестиционного товарища зарегистрирован у нотариуса и размещен официально на сайте Федеральной нотариальной палаты. Информация о заключенном Договоре инвестиционного товарищества "О. на текущий день также актуальна.
1) Что может подразумевать под собой этот действующий "Договор инвестиционного товарища" и какие особенности этого договора?
2) Вправе ли кредиторы ознакомиться с этим Договором у нотариуса, который удостоверял этот договор?
3) Вправе ли кредиторы в рамках дела о привлечении контролирующих лиц должника "О." (в отношении которого дело о банкротстве было прекращено), заявить в суд о принятии обеспечительных мер в отношении а) этого Договора инвестиционного товарища "О." и б) обеспечительные меры в отношении этого ООО "Управляющая компания "....", которая является управляющим товарищем? Если да, то какие обеспечительные меры необходимо заявить (например, в виде запрета)?
4) Вправе ли кредиторы по настоящему делу о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника О.", как третьи лица, претендовать, к примеру, на это имущество, которое указано в этом нотариально заверенном Договоре инвестиционного товарища "О."? Если да, то в каком процессуальном порядке или какие действия необходимо совершить?
Правовая природа договора инвестиционного товарищества
В соответствии с п. 3 ст. 1044 ГК РФ, ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Закон N 335-ФЗ) под договором инвестиционного товарищества понимается разновидность договора простого товарищества, в соответствии с которым двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.
В свою очередь, под совместной инвестиционной деятельностью понимается осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по инвестированию общего имущества товарищей в допускаемые федеральным законом и данным договором объекты инвестирования в целях реализации инвестиционных, в том числе инновационных, проектов (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
В рамках оказания услуги Правового консалтинга не осуществляется правовая экспертиза договоров и иных документов, поэтому окончательно установить характер указанного в вопросе договора не представляется возможным.
Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что лицо, с которым должником был заключен указанный договор, обозначено в нем как управляющий товарищ. В связи с этим можно предположить, что должник является товарищем-вкладчиком, не выступающим управляющим товарищем, то есть таким товарищем, у которого существуют лишь обязанность по внесению вклада (вкладов) в общее дело в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором инвестиционного товарищества (как правило, только денежных, если иное прямо не предусмотрено договором) и право на получение прибыли от участия в договоре пропорционально стоимости его вклада (вкладов) и который не имеет права на участие в управление делами товарищества, за исключением прямо предусмотренных законом случаев (п. 6 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 1, п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 4, ч. 4 ст. 6, ч. 1 и ч. 3 ст. 9 Закона N 335-ФЗ).
Внесенные товарищами вклады образуют общее имущество товарищей, размер доли каждого из товарищей в праве собственности на которое определяется пропорционально стоимости внесенных ими вкладов в общее дело, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества (ч. 1 ст. 7 Закона N 335-ФЗ). В инвестиционном товариществе с обособленным имуществом размер доли каждого из товарищей в праве собственности на совместное имущество определяется пропорционально стоимости внесенных товарищем вкладов в совместное имущество, а размер доли каждого из товарищей в праве собственности на обособленное имущество определяется пропорционально стоимости внесенных товарищем вкладов в такое обособленное имущество, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества*(1).
За счет общего имущества товарищей управляющий товарищ может осуществлять действия и нести расходы, предусмотренные ч. 4, ч. 5 и ч. 7 ст. 7 Закона N 335-ФЗ.
Доля товарища в праве собственности на общее имущество товарищей-вкладчиков увеличивается в результате внесения таким товарищем дополнительного вклада в общее имущество товарищей-вкладчиков, а также за счет соответствующей размеру этой доли части дохода, который получен управляющим товарищем в результате осуществления совместной инвестиционной деятельности товарищей - вкладчиков в общее имущество и в отношении которого указанными в договоре инвестиционного товарищества лицом или лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным договором, было принято решение о направлении этого дохода на увеличение совокупного размера общего имущества товарищей-вкладчиков (ч. 6 ст. 7 Закона N 335-ФЗ).
Ознакомление с договором инвестиционного товарищества
Договор инвестиционного товарищества, включающий в себя политику ведения общих дел (инвестиционную декларацию) (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 335-ФЗ), а также дополнительные соглашения и приложения к нему, соглашения о полной или частичной передаче товарищами своих прав и обязанностей по договору, предварительные договоры об этом подлежат нотариальному удостоверению по месту нахождения любого из товарищей (ч. 1 ст. 8 Закона N 335-ФЗ). Один экземпляр каждого из указанных документов остается в делах удостоверившего их нотариуса, при этом все указанные документы должны удостоверяться у одного и того же нотариуса.
Нотариус, который удостоверил договор инвестиционного товарищества раскрывает информацию о существовании этого договора, включающую в себя сведения о дате заключения, номере такого договора, его наименовании (индивидуальном обозначении), об управляющем товарище или управляющих товарищах, для неограниченного круга лиц с момента вступления в силу договора инвестиционного товарищества (ч. 3 ст. 12 Закона N 335-ФЗ, Порядок раскрытия нотариусом информации о существовании договора инвестиционного товарищества, утвержденный приказом Минюста РФ от 15.08.2012 N 160).
Как следует из приведенных норм, неограниченному кругу лиц могут быть предоставлен лишь предусмотренный этим нормами перечень сведений о договоре. Условия же такого договора по общему правилу являются конфиденциальными, охраняются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и не подлежат раскрытию третьим лицам, за исключением случаев предусмотренных Законом N 335-ФЗ и договором инвестиционного товарищества.
В свою очередь, ч. 2 ст. 8 Закона N 335-ФЗ установлено, что копии документов, касающиеся договора инвестиционного товарищества и оставленные в делах нотариуса, могут быть получены третьими лицами только с согласия в письменной форме уполномоченного управляющего товарища, за исключением случаев получения таких копий на основании федеральных законов.
При этом ни один федеральный закон, включая Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), не предоставляет кредиторам должника, в том числе в деле о привлечении его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, права получить такие документы у нотариуса или управляющего товарища.
Однако ничто не препятствует кредиторам обратиться к управляющиему товарищу с просьбой о выдаче письменного разрешения на предоставление копии соответствующего договора или затребовать такие копии в судебном порядке в рамках дела о привлечении контролирующих должника лиц (далее также - КДЛ), обосновав арбитражному суду необходимость их получения в материалы такого дела (ч. 4 ст. 66 АПК РФ).
Обеспечительные меры в отношении управляющего товарища и имущества товарищей, удовлетворение требований кредитора за счет имущества, не принадлежащего КДЛ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", обеспечительные меры в виде ареста имущества и ограничений права могут быть приняты только в отношении имущества, принадлежащего ответчику и находящегося у него или иных лиц. И только в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, арест может быть наложен на имущество, собственником которого является лицо, не выступающее ответчиком по иску.
В соответствии с п. 5 ст. 61.16 и п. 2 ст. 61.19 Закона о банкротстве при рассмотрении вне рамок дела о банкротстве заявлений кредиторов должника о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ арбитражный суд, удовлетворяя заявление о принятии обеспечительных мер, вправе в том числе наложить арест или принять иные обеспечительные меры в отношении имущества лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, а также имущества, принадлежащего иным лицам, в отношении которых ответчик является контролирующим лицом по основаниям, предусмотренным подп. 2 п. 4 ст. 61.10 названного Закона.
В свою очередь, из последней нормы следует, что на ее основании лицо признается КДЛ в отношении другого лица в том случае, если первое лицо имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника.
Из приведенных выше норм со всей очевидностью следует, что заключение договора инвестиционного товарищества, в котором контрагент выступает управляющим товарищем, не приводит к установлению какого-либо контроля над действиями указанного контрагента. Тем более, в рассматриваемой ситуации такой договор заключен не КДЛ, привлекаемым к субсидиарной ответственности, но самим должником.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в силу отношений по договору инвестиционного товарищества должник имеет долю в праве собственности на общее имущество товарищей, на которую в силу положений ст. 16 Закона N 335-ФЗ может быть обращено взыскание. Как следствие, такая доля может быть предметом ареста (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Ивановского областного суда от 02.06.2020 по делу N 33а-750/2020).
Таким образом, мы не исключаем, что если в настоящее время КДЛ продолжают сохранять контроль над должником по предусмотренным п. 5 ст. 61.16 Закона о банкротстве основаниям, то имущество должника в виде долей в общем имуществе товарищей может быть также подвергнуто аресту в рамках рассмотрения заявления о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.
Вместе с тем какой-либо правоприменительной практики по данному вопросу нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Однако следует помнить, что в случае прекращения производства по делу о банкротстве в отношении должника по основанию, установленному абзацем восьмым п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве, обязательства должника не считаются прекращенными.
Поэтому и наложение ареста, и обращение взыскания на обнаруженное имущество должника может быть произведено в рамках обычного искового порядка рассмотрения спора при предъявлении требований непосредственно к должнику, а если долг был уже просужен, то в рамках исполнительного производства по соответствующему исполнительному документу. Безусловно, для того, чтобы кредиторы могли воспользоваться данной возможностью, не должны быть пропущены сроки исковой давности и сроки предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.
В заключение отметим, что законодательство о банкротстве не содержит механизма обращения взыскания на имущество третьих лиц, которые контролируются КДЛ. Правоприменительной практики, которая предусматривала бы возможность обращения взыскания на такое имущество, нам также обнаружить не удалось. В то же время, полагаем, что в ситуации, когда кредиторы имеют основное требование к лицу, которому принадлежит соответствующее имущество, обращение взыскания на него через процедуру привлечения к субсидиарной ответственности КДЛ маловероятно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
12 февраля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что закон предусматривает возможность заключения договора инвестиционного товарищества с обособленным имуществом в том случае, если управляющим товарищем в этом договоре является акционерное общество "Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций" (далее - УК РФПИ) или его дочернее или зависимое общество либо иное лицо, утвержденное постановлением Правительства РФ (ч. 1.5 ст. 3 Закона N 335-ФЗ). Для того чтобы понять, является ли указанное в вопросе ООО дочерним или зависимым обществом УК РФПИ, необходимо уточнить по открытым данным ЕГРЮЛ, участвует ли УК РФПИ в уставном капитале данного ООО и составляет ли его доля свыше 20% (п. 2 и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подп. д п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Установить же то, имеется ли у товарищей обособленное имущество, возможно только по условиям договора инвестиционного товарищества.