Прием ИП от граждан и перечисление другим ИП и юридическим лицам платежей за оказанные такими лицами гражданам услуги
Стартап. ПО (мобильное приложение) для кафе/ресторанов, через которое можно заказывать все по меню каждого конкретного ресторана - как на доставку, так и непосредственно в ресторане. Стимул для клиентов - бонусы и программа лояльности.
Владелец ПО - ИП на УСН 6%.
ИП (агент) заключит договоры с ресторанами (принципалы) на расчеты через данное ПО: прием платежей через QR-коды и банковские карты на счет ИП и последующее их перечисление за вычетом агентского вознаграждения на счета ресторанов.
В ресторанах будут установлены терминалы (банк) для расчетов.
Не выступает ли в данном случае ИП как платежный агент? Не лицензируется ли такая деятельность? Достаточно ли данных договоров для документального оформления работы ИП?
Прежде всего отметим, что действующее законодательство напрямую не запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее также - ИП) принимать на свой банковский счет безналичные денежные средства в счет оплаты товаров, работ или услуг, продаваемых, выполняемых или оказываемых другими лицами. В частности, нормы ст. 312 ГК РФ позволяют юридическому лицу или ИП, в пользу которых производится платеж, уполномочить другое лицо на принятие такого платежа от имени указанного юридического лица или ИП (в том числе на основании агентского договора), не ограничивая форму платежа только наличным расчетом.
В письме ЦБР от 21.11.2011 N 166-Т "По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе" (далее - Письмо N 166-Т) среди прочего отмечалось, что кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем по которой может являться как поставщик (товара, работы, услуги), так и управомоченное таким поставщиком лицо при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. На данное письмо ссылалась и судебная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.12.2021 N Ф05-29549/21, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 N 17АП-16608/19, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15.02.2024 по делу N 33-3735/2024).
Вместе с тем, во-первых, указанное письмо в любом случае не являлось правовым актом, во-вторых, содержало в себе разъяснения, касающиеся лишь взаимодействия банка с физическим лицом, переводящим денежные средства, и не затрагивало вопроса о правомерности отношений между уполномоченным лицом, принимающим такие средства, и поставщиком товаров, работ, услуг, которому они будут впоследствии перечислены (смотрите письмо Банка России от 18.05.2012 N 08-14-2/2190), и, наконец, в-третьих, было отменено Информационным письмом Банка России от 16.02.2024 N ИН-04-45/14.
При этом Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) и иные правовые акты, регулирующие вопросы осуществления безналичных платежей*(1), содержат положения, которые существенно затрудняют реализацию предусмотренной в вопросе схемы расчетов, если не делают ее окончательно невозможной.
В частности, необходимо учитывать, что предоставление получателю денежных средств плательщика в рамках применяемых форм безналичных расчетов рассматривается упомянутым законодательством как перевод денежных средств (п. 12 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). С учетом этого, при осуществлении ИП систематической деятельности, которая фактически заключается в переводе с его счета денежных средств, полученных от плательщиков - клиентов ресторанов, на счета указанных ресторанов, выступающих получателями денежных средств за оказанные ими клиентам услуги, мы не можем исключить ее квалификации как деятельности по переводу денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 161-ФЗ услуги по переводу денежных средств оказываются операторами по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, операторами по переводу денежных средств могут являться (ч. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ: 1) Банк России; 2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; 3) государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ"; 4) филиалы иностранных банков, которые на основании лицензии, выданной Банком России, имеют право на осуществление перевода денежных средств через свой филиал.
Из приведенных норм со всей очевидностью следует, что индивидуальный предприниматель (равно как и юридическое лицо, не имеющее статуса кредитной организации) в любом случае не может быть оператором по переводу денежных средств.
Помимо операторов по переводу денежных средств в оказании услуг по переводу могут участвовать также банковские платежные агенты (далее - БПА) и банковские платежные субагенты (далее - БПС), действующие на основании договоров, заключаемых ими соответственно с операторами по переводу денежных средств и с банковскими платежными агентами (ч. 2 ст. 4 Закона N 161-ФЗ). БПА и БПС могут быть как юридические лица, не имеющие специального статуса, так и индивидуальные предприниматели (п. 4 и п. 5 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Вместе с тем уже из вышеприведенных норм следует, что участие БПА и БПС в оказании услуг по переводу денежных средств осуществляется не на основании договоров с плательщиками или получателями таких средств (как это имеет место в ситуации, описанной в вопросе), а на основании договоров с операторами по переводу денежных средств и БПА соответственно.
Кроме того, виды действий, которые БПА и БПС могут совершать при оказании ими услуг по переводу денежных средств крайне ограничены. Для БПА к ним относятся (ч. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ): 1) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением банкоматов; 2) обеспечение предоставления клиентам электронных средств платежа и (или) обеспечение возможности использования электронных средств платежа; 3) проведение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица; 4) принятие от юридического лица, индивидуального предпринимателя наличных денежных средств с применением банкоматов в целях зачисления этих средств на банковские счета указанных лиц. БПС же могут привлекаться БПА для осуществления тех же действий, за исключением идентификации клиента - физического лица (ч. 2 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
При этом под предусмотренными п. 2 ч. 1 ст. 14 Законом N 161-ФЗ обеспечением предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечением возможности использования электронных средств платежа не может пониматься возможность БПА или БПС принимать на принадлежащие им расчетные счета безналичные денежные средства клиентов оператора для последующего их перевода другим клиентам.
В частности, из п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ следует, что под электронными средствами платежа понимаются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что электронное средство платежа представляет собой лишь некое техническое или программное средство и (или) способ с помощью которых клиент может отдавать оператору распоряжения по переводу денежных средств. Соответственно, обеспечение предоставления и (или) использования таких средств по сути, означает совершение БПА или БПС действий технического и юридического характера, позволяющих клиенту оператора получить и (или) использовать соответствующее электронное средство платежа, но не участие БПА и БПС непосредственно в операциях по переводу денежных средств.
Данный вывод подтверждается также разъяснениями, данными в разделе Вопросы кредитных организаций по теме платежи и переводы письма Банка России от 01.03.2019 N 03-40-7/1462.
Так, в п. 10 данного раздела отмечается, что под предоставлением БПА физическим лицам электронных средств платежа может пониматься, например, распространение платежных карт, эмитированных (выпущенных) кредитной организацией, заключившей договор с соответствующим БПА. При этом предоставление БПА электронных средств платежа должно осуществляться без его участия в проведении банковских операций.
В п. 11 указанного раздела в качестве примера обеспечения возможности использования электронных средств платежа приводится организация БПА удаленного обслуживания клиентов с использованием ими банковских карт путем предоставления им возможности совершения расчетной операции в пользу конечного получателя денежных средств с помощью автоматического устройства БПА (например, платежного терминала или банкомата). Причем в данном пункте также особо оговаривается, что Закон N 161-ФЗ предусматривает возможность приема БПА от физических лиц исключительно наличных денежных средств. При этом принятые БПА наличные денежные средства подлежат зачислению в полном объеме на специальные банковские счета БПА. Возможность получения БПА денежных средств в безналичном порядке, в том числе при осуществлении перевода денежных средств с использованием платежных карт, Законом N 161-ФЗ не предусмотрена.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, нельзя исключить того, что осуществление расчетов за услуги ресторанов в порядке и способами, описанными в вопросе, может послужить основанием для признания ИП осуществляющим деятельность по переводу денежных средств, которую он не может вести в силу положений Закона N 161-ФЗ.
Помимо этого, использование платежных карт физических лиц для расчета за услуги ресторанов с зачислением поступивших с них денежных средств на счет ИП и последующим их переводом с этого счета на счета ресторанов может рассматриваться и как нарушение норм, регулирующих порядок расчета с использованием платежных карт.
В частности, норма п. 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" предусматривает, что на территории Российской Федерации расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, могут осуществлять только кредитные организации (кредитные организации - эквайреры).
Иными словами, буквальное толкование данной нормы свидетельствует о том, что если при оплате товаров, работ или услуг была задействована платежная карта, то организация, продающая товары, выполняющая работы или оказывающая соответствующие услуги, может получить оплату за них лишь непосредственно от банка-эквайрера. А это, в свою очередь, исключает возможность получения этих средств организацией для последующего перечисления в адрес юридических лиц, являющихся поставщиками товаров, работ, услуг.
Данное толкование поддерживается разъяснениями, содержащимися в Информации Банка России от 13.03.2013, из которых следует, что организации, не являющиеся кредитными, не вправе осуществлять деятельность, связанную с расчетами с организациями торговли (услуг) по операциям с использованием платежных карт, а также судебной практикой, которая указывает на то, что ныне действующее законодательство позволяет организациям и ИП принимать оплату с использованием платежных карт только за собственные товары и услуги таких организаций и ИП, но не за товары (услуги) других лиц (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2016 N 33-6002/16).
В заключение отметим, что по смыслу ст. 431 ГК РФ и разъяснений, данных в п. 43, п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", окончательная правовая квалификация отношениям сторон может быть дана только по итогам правового анализа условий договора, взятых в их системной взаимосвязи с учетом его характера и цели его заключения.
В связи с изложенным сделанные нами выводы основаны исключительно на информации, изложенной в вопросе, и носят характер экспертного мнения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
4 февраля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обращаем внимание на то, что нормы Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не регулируют деятельность по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (п. 4 ч. 2 ст. 1 этого Закона), и поэтому не применяются к описанным в вопросе взаимоотношениям.