Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность На предприятии для здравпункта приобретаются медикаменты для оказания первой медицинской помощи работникам предприятия. Некоторые из приобретаемых медикаментов являются маркированными, некоторые нет. Нужно ли в бухгалтерской программе указывать, что медикаменты являются маркированными? Каков порядок действий в случае нарушения сроков приемки и выбытия медикаментов (например, в августе поступили два документа на получение лекарственных препаратов, датированные маем)?

На предприятии для здравпункта приобретаются медикаменты для оказания первой медицинской помощи работникам предприятия. Некоторые из приобретаемых медикаментов являются маркированными, некоторые нет. Нужно ли в бухгалтерской программе указывать, что медикаменты являются маркированными? Каков порядок действий в случае нарушения сроков приемки и выбытия медикаментов (например, в августе поступили два документа на получение лекарственных препаратов, датированные маем)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Законодательство о бухгалтерском учете не содержит обязательного требования об учете запасов, подлежащих обязательной маркировке в соответствии с законодательством, в разрезе каждой единицы, которой присвоен код маркировки. Поэтому в программе, используемой для ведения бухгалтерского учета, не обязательно отражать признак маркировки запасов (нет требования о выделении в учете отдельной группы товаров), вести учет запасов, подлежащих обязательной маркировке, (медикаментов) в разрезе каждой единицы и т.п.

При этом поступление лекарственных препаратов является фактом хозяйственной жизни, который должен быть своевременно отражен в учете, в т.ч. в ситуации поступления запасов без документов поставщика (накладных).

2. В информационной системе МДЛП сведения о приемке лекарственных препаратов должны быть своевременно внесены:

  • в случае выбора прямого порядка предоставления сведений при обороте ЛП - поставщиком. Получатель передает сведения о приемке в течение одного рабочего дня с даты приемки лекарственных препаратов и регистрации в системе мониторинга сведений об отгруженных лекарственных препаратах (обособленные подразделения медицинских организаций подтверждают достоверность сведений, содержащихся в системе мониторинга, в течение 30 рабочих дней со дня приемки ЛП). То есть при выборе прямого порядка получатель может только подтвердить сведения поставщика об отгрузке (если поставщик внес сведения об отгрузке ЛП только в августе, то получатель может подтвердить сведения также в августе);
  • в случае выбора обратного порядка представления сведений при обороте ЛП - получателем ЛП в течение одного рабочего дня с даты приемки ЛП (для обособленных подразделений медицинских организаций - в течение 30 рабочих дней со дня приемки лекарственных препаратов). То есть при выборе обратного порядка получатель должен по факту приемки ЛП передать сведения в МДЛП.

Примеров судебной практики по вопросам нарушения сроков передачи сведений в МДЛП медицинскими пунктами при предприятиях не обнаружено. Обнаружено решение суда, в котором получатель ЛП был освобожден от ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ, поскольку поставщиком не были внесены сведения о передаче ЛП. И в связи с выбором прямого порядка представления сведений при обороте ЛП получатель не имел возможности своевременно передать (подтвердить) сведения о получении ЛП. 

Обоснование позиции:

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 Закона N 402-ФЗ).

1. Порядок учета запасов установлен ФСБУ 5/2019 "Запасы", согласно п. 6 которого единица учета запасов устанавливается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах в бухгалтерском учете, а также надлежащий контроль наличия и движения их. В зависимости от вида запасов, характера и порядка приобретения (создания) и (или) потребления (продажи, использования) организация устанавливает единицей учета запасов номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. После признания запасов в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц их учета.

При этом законодательство о бухгалтерском учете не содержит обязательного требования об учете запасов, подлежащих обязательной маркировке в соответствии с законодательством, в разрезе каждой единицы, которой присвоен код маркировки.

Таким образом, организации не запрещается устанавливать в качестве единицы учета определенную однородную группу, например медикаменты*(1).

Сведения об обороте товаров, подлежащих маркировке, в разрезе каждой единицы товара осуществляется в информационной системе маркировки товаров (системе мониторинга - для лекарственных препаратов).

При этом сведения о вводе в оборот, обороте, выводе из оборота маркированных товаров, содержащиеся в данной информационной системе, не являются данными бухгалтерского учета. Также нет требований о соответствии данных бухгалтерского учета сведениям из информационной системы маркировки товаров.

В то же время сведения в информационную систему поступают не в виде документов бухгалтерского учета (накладная, УПД) в электронном виде (с использованием ЭДО), а путем передачи сообщений об обороте лекарственных препаратов (например, отгрузке и подтверждении приемки или приемки). В сообщении указываются в т.ч. реквизиты первичного документа, являющегося основанием для передачи лекарственного препарата (дата и номер) (пункты 2 и 3 приложения N 6 к Положению о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Положение)).

Таким образом, в программе, используемой для ведения бухгалтерского учета запасов, не обязательно отражать признак маркировки запасов (нет требования о выделении в учете отдельной группы товаров), вести учет запасов, подлежащих обязательной маркировке (медикаментов) в разрезе каждой единицы и т.п.

2. Что касается документального оформления факта хозяйственной жизни - поступления запасов (медикаментов) с опозданием, отметим следующее.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации о фактах хозяйственной жизни являются первичные учетные документы (ПУД) (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете).

На основании п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ ПУД должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Смотрите также рекомендацию Р-115/2020-КпР "Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни"*(2).

Поступление запасов является фактом хозяйственной жизни (ФХЖ). Согласно Рекомендации Р 62/2015-КпР "Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам", своевременная регистрация ФХЖ в регистрах бухгалтерского учета означает, что ФХЖ должен регистрироваться по его дате совершения, а не дате первичного документа, которым ФХЖ оформлен.

При этом необходимо отличать первичные учетные документы от документов, которыми оформляются гражданско-правовые отношения с контрагентами (хозяйственные документы: накладные, акты, договоры и т.п., которые являются документами, подтверждающими факт хозяйственной жизни). Практика использования хозяйственных документов непосредственно в качестве первичных учетных документов является следствием традиций документального оформления операций, сложившихся до вступления в силу Закона N 402-ФЗ, но не является обязательным способом реализации требований этого закона и не прописана в нем

Согласно подп. "б" п. 8 ФСБУ 27/2021 в случае отличия даты составления ПУД от даты совершения ФХЖ, оформляемого этим ПУД, указывается также информация о дате совершения ФХЖ. То есть из документа должно быть понятно, когда фактически была совершена операция (указана дата или месяц, в котором поступили запасы)*(3).

Таким образом, оприходование производится в момент поступления запасов. Для принятия к учету запасов, поступивших без расчетных документов, можно воспользоваться ценой, предусмотренной договором с поставщиком. Если в договоре стоимость товаров не установлена, то следует исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество (п. 6.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). И после получения документов от поставщика в текущем отчетном периоде до окончания отчетного года по неотфактурованным поставкам корректируются цена товаров и расчеты с поставщиком.

Также в учетной политике следует предусмотреть документальное оформление оприходования запасов, поступивших без товаросопроводительных (расчетных) документов. Например, в данном случае можно использовать акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика. Данный документ может быть разработан на основе формы N ТОРГ-4. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет товаров по неотфактурованным поставкам.

Что касается отражения в информационной системе МДЛП медикаментов, то отметим, что сведения о приемке лекарственных препаратов должны быть своевременно внесены их получателем.

При этом в п. 44 Положения установлены два способа представления сведений в систему:

1) субъектом, осуществляющим передачу лекарственных препаратов (ЛП) - при использовании прямого порядка представления сведений при обороте ЛП. Сведения об отгрузке ЛП получателю представляются отправителем ЛП в ИС МДЛП в течение одного рабочего дня с фактической даты отгрузки ЛП (отправитель предоставляет в систему мониторинга сведения, предусмотренные пунктом 2 приложения N 6 к Положению). Получатель подтверждает зарегистрированные отправителем сведения в течение одного рабочего дня с даты приемки ЛП и регистрации в ИС МДЛП сведений об отгруженных ЛП (для обособленных подразделений медицинских организаций (амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) - в течение 30 рабочих дней со дня приемки лекарственных препаратов). Получатель подтверждает получение ЛП путем предоставления сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения N 6 к Положению;

2) субъектом, осуществляющим приемку ЛП, - при использовании обратного порядка представления сведений при обороте ЛП. При выборе обратного порядка передачи и подтверждения сведений получателем регистрируются сведения о приемке ЛП (предусмотренные пунктом 3 приложения N 6 к Положению), а отправителем осуществляется подтверждение сведений о приемке ЛП на склад покупателя. Сведения о приемке ЛП представляются получателем ЛП в ИС МДЛП в течение одного рабочего дня с даты приемки ЛП (для обособленных подразделений медицинских организаций (амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) - в течение 30 рабочих дней со дня приемки лекарственных препаратов). При этом отправителем осуществляется подтверждение зарегистрированных получателем сведений в течение одного рабочего дня с даты регистрации в ИС МДЛП сведений о принятых ЛП.

Предусмотрен упрощенный порядок, когда подтверждение достоверности сведений, представляемых в систему МДЛП, вправе осуществлять не поставщик в соответствии с обратным порядком, описанным выше, а оператор системы мониторинга путем проверки наличия в системе мониторинга кода идентификации в отношении лекарственных препаратов, владельцем которых по данным системы мониторинга является указанный субъект обращения лекарственных средств. По результатам такой проверки оператор системы мониторинга с использованием функционала системы мониторинга отправляет субъекту обращения лекарственных средств, ранее осуществившему представление в систему мониторинга сведений о предыдущей операции с лекарственным препаратом, уведомление о представлении сведений в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта, с указанием сведений, проверенных оператором системы мониторинга.

Решение о выборе прямого порядка представления сведений при обороте лекарственных препаратов либо обратного порядка представления сведений при обороте лекарственных препаратов принимается субъектами обращения лекарственных средств, представляющими такие сведения, самостоятельно.

Таким образом, в любом случае получатель должен своевременно направлять сведения в систему мониторинга о поступлении ЛП - либо как подтверждение сведений поставщика об отгрузке, либо как направление сведений о приемке.

Несвоевременное внесение данных или внесение недостоверных данных в систему ФГИС МДЛП влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от пяти до десяти тысяч рублей, на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ, срок давности по таким нарушениям - один год, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Анализ судебной практики показывает, что факт нарушения требований законодательства о маркировке получателями ЛП выявлялся контролирующим органом (территориальным органом Росздравнадзора) в ходе инспекционного визита (смотрите, например, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.06.2022 по делу N А12-8913/2022).

При этом суды принимают во внимание выбор субъектов обращения ЛП порядка представления сведений в систему - прямой или обратный. В случае, если выбран прямой порядок представления сведений, то получатель ЛП может внести данные о получении ЛП (подтверждение приемки) только после внесения соответствующих сведений поставщиком. Смотрите, например, решение Калининградского областного суда от 07 июня 2022 г. по делу N 7A-133/2022: По данным системы МДЛП, 1 декабря 2021 года продавцом ООО "данные изъяты" внесены в систему сведения об отгрузке лекарственных средств, после чего ГАУ КО "Дворец спорта "Янтарный" подтвердило информацию о приемке указанных лекарственных средств, что свидетельствует о том, что субъектами обращения лекарственных средств выбран не обратный порядок предоставления сведений в систему МДЛП, а прямой.

Из указанного выше Положения следует, что предоставление сведений в систему МДЛП субъектом обращения при осуществлении операций с лекарственным препаратом осуществляется последовательно. При этом сведения об очередной операции с лекарственным препаратом передаются после получения субъектами обращения лекарственных средств подтверждения об успешной обработке системой мониторинга сведений о предыдущей операции с лекарственным препаратом.

В данном случае учреждение могло подтвердить достоверность сведений, содержащихся в системе мониторинга, только после регистрации продавцом в системе сведений об отгруженных лекарственных препаратах. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

23 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) В целях обеспечения корректного интеграционного взаимодействия с ФГИС МДЛП участнику оборота при ведении товарной номенклатуры лекарственных препаратов, находящихся у него балансе, рекомендуется в качестве основного идентификатора использовать внутренний уникальный идентификатор лекарственного препарата в реестре ЕСКЛП (код ЕСКЛП).

*(2) В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ такие рекомендации относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета.

Смотрите также Энциклопедию решений. Нормативные акты по бухгалтерскому учету (инструкции, методические указания, методические рекомендации). План счетов бухгалтерского учета.

*(3) Разница между ПУД и хозяйственными документами также отражена в ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (далее - ФСБУ 27/2021).

Так, в соответствии с подп. "г" п. 9 данного стандарта при составлении экономическим субъектом ПУД допускается использовать в качестве ПУД документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (в частности, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет) при условии, что указанные документы содержат все установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательные реквизиты ПУД.

Это означает, что документ, не являющийся изначально ПУД, но содержащий все обязательные реквизиты первичного учетного документа, может использоваться в качестве первичного учетного документа для целей бухгалтерского учета. При этом оформление на его основе специального первичного учетного документа не требуется (подп. "в" п. 3 информационного сообщения Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33).

Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Особенности отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни: приемки результатов работ и зачета взаимных требований при отсутствии в Акте выполненных работ подписи со стороны заказчика (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)

Смотрит также ответ на Вопрос: Документооборот в условиях, когда отгрузка продукции осуществляется в отдаленном от бухгалтерии подразделении. Возможно ли составлять сводную накладную на все отгрузки за период (день, неделя, месяц)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.)