Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Публичное акционерное общество (ПАО) подлежит обязательному аудиту. В связи с изменением форм бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н) с какого периода (полугодие, 9 месяцев, год) ПАО обязано применять обновленную форму Ф1 и Ф2? В строке: "Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту" бухгалтерского баланса указывать "Да" или "Нет" (по промежуточным периодам)? Какая ответственность предусмотрена за неприменение в течение 2019 года новой формы?

Публичное акционерное общество (ПАО) подлежит обязательному аудиту.
В связи с изменением форм бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н) с какого периода (полугодие, 9 месяцев, год) ПАО обязано применять обновленную форму Ф1 и Ф2? В строке: "Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту" бухгалтерского баланса указывать "Да" или "Нет" (по промежуточным периодам)? Какая ответственность предусмотрена за неприменение в течение 2019 года новой формы?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Информация об аудите в промежуточной бухгалтерской отчетности не отражается.
Организация не может быть привлечена к ответственности за неприменение в промежуточной отчетности новых форм.

Обоснование позиции:
Приказом Минфина России от 19.04.2019 N 61н внесены изменения в Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Часть из них напрямую связана с внесением изменений в ПБУ 18/02. Такие изменения применяются организациями в обязательном порядке только начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. При этом организация вправе принять решение о применении таких изменений и до указанного срока (п. 2 Приказа N 61н). Остальные изменения, внесенные в Приказ N 66н, вступают в силу с 1 июня 2019 года.
Так, в частности, в заголовочной части бухгалтерского баланса появилась новая строка, в которой указывается, подлежит ли отчетность обязательному аудиту (пп. 1 п. 2 Приложения к Приказу N 61н). Если "да", то в балансе указывается наименование аудиторской организации либо Ф. И. О. индивидуального аудитора, а также их ИНН, ОГРН (ОГРНИП). В ином случае в указанных строках необходимо поставить прочерки.
Напомним, что экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Именно годовая отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), а также в органы статистики (ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Соответственно, обновленные формы обязательны к применению при составлении годовой отчетности за 2019 год. То есть в балансе за 2019 год необходимо указать сведения об аудите.
При этом на основании ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
Что касается составления промежуточной отчетности в случаях, когда обязанность ее представления установлена нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, то здесь необходимо отметить, что на сегодняшний день ни один из таких актов (ни ПБУ 4/99, ни Положение 34н) не содержит в себе какого-либо указания на обязательность ее представления. Единственная норма, которая об этом упоминает, это п. 52 ПБУ 4/99, из которого следует, что представление промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации. Как видим, данное положение никоим образом не вступает в противоречие с действующей редакцией ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, если представление промежуточной отчетности не установлено законодательно, то вопрос о том, составлять или не составлять такую отчетность, организация решает самостоятельно.
Между тем обязанность составления промежуточной отчетности может быть вызвана, в частности:
- необходимостью раскрытия соответствующей информации перед акционерами (участниками);
- установленным порядком выплаты дивидендов (по итогам квартала, полугодия);
- предстоящим кредитованием организации. При этом Банк России рекомендует кредитным организациям включать в кредитные договоры условие о представлении с необходимой периодичностью промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Банка России от 09.04.2013 N 41-1-3-9/672). А в некоторых кредитных договорах можно встретить даже условие о применении штрафных санкций в случае нарушения срока представления в банк промежуточной отчетности;
- заинтересованностью инвесторов при решении вопроса о финансировании новых проектов;
- участием в аукционах, конкурсах, тендерах и т.п.
Помимо решения вопроса о необходимости составления промежуточной отчетности, субъект определяет и периодичность ее составления. В отличие от ранее действовавшего закона о бухгалтерском учете, в котором периодичность составления промежуточной отчетности была определена достаточно четко (за месяц и квартал), норма ч. 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ определяет лишь само понятие промежуточной отчетности, указывая, что таковой является отчетность, которая составляется за отчетный период менее отчетного года.
Поэтому организация может самостоятельно устанавливать период, за который такая отчетность будет составляться (месяц, квартал, полугодие), исходя из тех обязательств по предоставлению отчетности, которые у нее возникают в силу законодательства, договорных отношений, учредительных документов или решений собственника субъекта (в данном случае акционеров).
Представлять такую отчетность в налоговые органы и в органы статистики не требуется.
Учитывая, что в течение года обязательный аудит законодательством не предусмотрен, полагаем, что информация об аудите в промежуточной отчетности не отражается. Кроме того, на наш взгляд, организация не может быть привлечена к ответственности за неприменение в промежуточной отчетности новых форм, поскольку составление и представление этой отчетности заинтересованным лицам нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета не регламентировано.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Промежуточная бухгалтерская отчетность;
- Обзор изменений приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с 1 июня 2019 года и с отчета за 2020 год) (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ", май 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.